Программа Yehudi lights (YL) началась в США в 1943 году, это был американский, творчески переработанный, вариант канадского изобретения Diffused lighting camouflage. Насчет выбора наименования программы есть две взаимонеисключающие друг друга версии: первая - чтобы никто не догадался, вторая - в честь мема вышедшего из популярного комического радиошоу. Иегуди в меме фигурировал как некая фигура отсутствующая по загадочным причинам.
В отличие от британцев в США решили использовать для авиакамуфляжа не отраженный свет т.е. не подсвечивать плоскости самолета источниками света, а прямой - светить "в лицо врагу" прожекторами, расположенными равномерно по элементам конструкции, образующим переднюю проекцию самолета. Таким образом контрастность силуэта самолета снижалась, самолет становился невидимым. До определенного предела конечно. Возможно "Иегудилов свет" был менее универсальным решением чем первоначальный канадско-британский замысел - ведь самолет маскировался только для наблюдателя находящегося по фронту, а лампы прямого света с приближением к цели делали силуэт неравномерно освещенным. Но, как показала практика зато он был несложно реализуем и показывал неплохие результаты.
Программу YL запустили из Секции камуфляжа NDRC (National Defense Research Committee - государственный орган координирующий научно-военные разработки) сделав заказ директору Технической службы Army Air Force. Требовалось разработать такой камуфляж, который позволял экипажу субмарины обнаруживать атакующий самолет ПЛО только лишь за 30 секунд до атаки. Обнаруживать причем визуально, без использования оптики, ибо считалось что вероятность увидеть самолет через бинокль невелика - на немецких субмаринах (находящихся естественно в надводном положении) за воздушным пространством наблюдали трое человек, каждому давался сектор в 120градусов и бинокль. Угол обзора бинокля мал и, отсюда, вероятность обнаружения самолета тоже мала.
Американцы довольно основательно подошли к решению задачи: была разработана методика по оценке видимости самолетов в различных условиях, построены испытательные стенды, определено оптимальное расположение световых источников, их мощность, спектр излучения и т.д. По результатам исследований системой YL оснастили B-24 Liberator и TBF Avenger. Оба самолета модифицировали на базе авиации ВМС в Quonset Point, Род-Айленд в 1943 году.
Первым видимо стал B-24, работы над ним проходили как Project AC-45. Крыло "Либерейтора" украшалось 15ю лампами каждое плюс 10 ламп освещали фюзеляж, итого 40. По теоретическим расчетом для того чтобы силуэт B-24 в ясную погоду слился с небом требовалось затратить довольно скромные 500Вт электроэнергии. Мощность ламп не была постоянной, она регулировалась автоматически с помощью фотоэлемента, определявшего фоновую освещенность. При этом возникала проблема - лампы накаливания при неполной мощности меняют цвет на более красный. С этим научились бороться еще канадцы установкой сине-зеленых фильтров на прожекторы, американцы применили то же решение.
1. Схема размещения источников света на B-24.
Кроме B-24 "Иегудиловыми огнями" оснащали "Авенджер" (Project NA-188). Самолет этот меньших размеров, поэтому гирлянда его состояла из меньшего количества ламп - 18 штук.
Разрабатывался проект планирующей бомбы Taylorcraft LBT с Yehudi lights, на практике реализован не был.
2. В теоретической части Yehudi lights для определения яркости неба использовался вот такой прибор и вот такая схема. На B-24 и TBM стояло нечто похожее.
Работы над YL закончились в 1945 году, посчитали что развитие радиолокации сводит все усилия по оптической маскировки на нет. Итоги программы не совсем ясны. Камуфляж видимо работал, но насколько хорошо, т.е. как изменялась видимость самолета в зависимости от погодных условий, времени суток и т.д. - неясно. Фраза о том что неподсвеченный TBF был виден с расстояния в 12 миль (видимо миль обычных, т.е. с 19,3 км), а с включенными огнями - с 3000 ярдов (2,7 км) из отчета [1] звучит замечательно, но совсем не подробно. Другой конкретики из официальных источников по итогам программы к сожалению нет. Косвенно о ее эффективности может служить то, что официальные документы по ней были рассекречены только лишь в 80х, а также последующие случаи использования принципов, примененных в ней.
Во время Вьетнамской войны был запущен проект повторявший Yehudi lights - девятью источниками света подсвечивался F-4 дополнительно окрашенный по специальной бело-голубой схеме. Причиной возврата к старой идее послужила обеспокоенность большими габаритами "Фантома" по сравнению с вьетнамскими МиГ-21. Якобы удалось снизить заметность самолета на 30%. По итогам испытаний F-4 была создана цветовая схема Compass Ghost.
3. Compass Ghost
Демонстратор технологий Have Blue (прототип F-117) должен был нести очень навороченный активный камуфляж, но видимо катастрофа первого (из двух произведенных) самолета смешала планы. Работы продолжились в 1980ом в рамках загадочной программы IMCRS, носителем стал беспилотный легкий самолет.
Ходят полулегендарные истории об испытаниях в Неваде в середине 90х годов F-15 с люминесцентными панелями расположенными на поверхностях самолета и изменяющими свой цвет в зависимости от окружения. Якобы F-15 перестал визуально обнаруживаться сразу после отрыва от земли. Что только в этой Неваде не случается! Видимо легенда эта о том, что официально называлось Project Ivy.
В Британии тоже не забывали об активном камуфляже. Под программу "Chameleon" (2000ые?) был выделен один BAe Hawk и несколько дронов, в качестве источников света использовались оптические волокна и светодиоды.
4. Hawk-невидимка.
В настоящее время активно используются и развиваются оптико-электронные системы обнаружения и наведения, и задача невидимости в оптическом диапазоне является насущной. Главным сдерживающим фактором в развитии таких "невидимок" является отсутствие подходящих материалов - энегронезатратных, надежных, стойких к воздействию непогоды и т.д. Может быть следующее поколение боевых самолетов станет невидимым и в буквальном смысле?
5. TBM Yehudi Lights
6.
7.
8.
9. B-24 Yehudi Lights
10.
11. С 1:10 наглядно показано как работает эффект контросвещения.
Источники:
1. Visibility Studies and Some Applications in the field of Camouflage, 1946
2. Popular Science - May 1997
3. Early Stealth Aircraft
и т.д.
Оригинал:
http://p-d-m.livejournal.com/304028.html
Немає коментарів:
Дописати коментар