пʼятниця, 28 грудня 2012 р.

Самолет дальнего наблюдения и целеуказания E-8 J-STARS






Успех немецкого Блицкрига был во многом определен грамотным управлением частями Вермахта и эффективным отлаженным взаимодействием между различными родами войск. В результате, к началу Второй мировой немецкая армия на десятилетие превосходила своих противников по таким критериям, как качество систем связи, целеуказания и управления войсками. Как в техническом, так и в организационном плане. 

Удачная тактика «боевых групп», формируемых из подразделений Вермахта в зависимости от поставленной задачи; широкое внедрение радиосвязи – даже устаревшие танкетки Т-I в обязательном порядке оснащались УКВ-радиопрёмником (на остальные немецкие танки, начиная с легкого Т-II, уже ставили полнофункциональные радиостанции); наконец, были приняты такие очевидные, и в тоже время, гениальные меры, как авиадиспетчеры-корректировщики Люфтваффе при танковых батальонах!

Все эти заготовки здорово экономили время наступающим частям Вермахта (и отнимали драгоценные дни у противника), позволяя немецкому командованию оперативно решать любые затруднения, принимать верные решения и радикально сокращать потери собственных войск, одновременно, нанося противнику максимальный ущерб.


В современных условиях качественная развединформация, бесперебойная связь и точное целеуказание ставятся во главу любой военной операции. Последние войны в Ираке и Югославии, продемонстрировали эффективность данной стратегии – над районом боевых действий создается прочный «информационный купол», внутри которого контролируются все перемещения и радиопереговоры противников, что позволяет заранее раскрывать их замыслы и выбирать наиболее приоритетные цели. Страшный результат очевиден: с лица Земли стираются целые государства при единичных потерях со стороны НАТОвских демократизаторов. 

Для формирования невидимого «информационного купола» используются как системы глобальной спутниковой разведки, так и авиационные средства: пилотируемые и беспилотные разведчики, самолеты ДРЛО, средства радиотехнической разведки, ретрансляторы и воздушные командные пункты… Хорошо налажена прямая и обратная связь – приказ из Пентагона можно довести вплоть до отдельного солдата в режиме реального времени.

Просто удивительно, как успех крупных операций, в которых задействованы тысячи единиц личного состава и сотни единиц боевой техники, зачастую зависят от совсем непримечательных, на первый взгляд, факторов, которые, в итоге, имеют решающее значение при подготовке и проведении любой военной операции. Именно к таким факторам относится самолет дальнего целеуказания E-8 системы Joint STARS.


Всевидящее око американской армии



E-8 Joint STARS (Joint Surveillance Target Attack Radar System) – авиационный комплекс дальнего наблюдения и целеуказания, предназначенный для распознавания и классифицирования наземных целей в любое время суток при любых погодных условиях, а также для координации боевых действий и двустороннего обмена информацией с наземными силами в режиме реального времени. Разведчик и воздушный командный пункт в одном лице.

С технической точки зрения, E-8 представляет собой интерпретацию старого пассажирского авиалайнера Боинг-707 с полностью измененной внутренней компоновкой и подфюзеляжной 8-метровой гондолой, в которой спрятана многофункциональная радиолокационная станция AN/APY-3 с фазированной антенной решеткой. Самолет Е-8 не отличается рекордными летными характеристиками, он не предназначен для ведения воздушного боя и, зачастую, ведет наблюдение, даже не входя в зону боевых действий и не подвергаясь опасности быть сбитым с земли.


E-8 Joint STARS с личным именем "Eye in the Sky" (глаз в небе)

Основные ТТХ E-8 Joint STARS

Масса пустого – 77 т,

Масса макс. взлетная – 152 т,

Экипаж: 
- стандартный: 3 пилота, около 18 операторов и офицеров боевого управления,
- для длительных миссии: 6 пилотов, 28 операторов и офицеров боевого управления,

Крейсерская скорость – 0,84М

Потолок – 13 000 м,

Длительность патрулирования: 
- без дозаправки 9 ч., 
- с дозаправкой до 20 ч.,

Стоимость единицы $225-240 млн. на 1998 год.

По информации разработчика (компании Nortrop Grumman), стандартный боевой вылет Е-8 «Джи-Старс» проходит по следующему сценарию: самолет неспешно барражирует на удалении 200-250 км от зоны боевых действий. Подфюзеляжная РЛС с синтезированной апертурой (проще говоря, специализированный радар для картографирования и поиска целей на фоне земли) сканирует на курсовых углах подстилающий рельеф, при этом ширина луча составляет 120°, а охватываемая радаром площадь может достигать 50 тыс. кв. км земной поверхности! Всего РЛС имеет 5 основных режимов работы: широкоугольный обзор, картографирование, поиск неподвижных объектов, поиск подвижных объектов в допплеровском режиме и определение их маршрутов, классификация целей.

Также на борту имеется камера MS-177 для визуального наблюдения за интересующим объектом в режиме реального времени. Разведывательный комплекс способен в автоматическом режиме обнаружить, классифицировать и взять на сопровождение до 600 точечных наземных целей (бронетехника, автотранспорт, стационарные объекты).



Изоображение участка местности, полученное с E-8


Получив всю необходимую информацию о дислокации наземных сил противника и местонахождении подразделений своей армии, операторы должны оценить обстановку, определить направления ударов и вскрыть замысел противника. Все необходимые сведения могут быть переданы командирам наземных подразделений в режиме реального времени (вплоть до каждого отдельного танка). Можно представить, что 18 офицеров на борту «Джи Старс» играют в захватывающую компьютерную игру, где вместо виртуальных «танков» по полю боя ездят реальные боевые машины с экипажами из живых людей. 

Разумеется, экипаж самолета не имеет возможности целиком влиять на ход всей локальной войны – иначе, спутав на клавиатуре кнопку «к» с кнопкой «н», можно случайно отправить войска вместо Ирака в Иран. Но все-таки, в компетенцию этих специалистов входит координация действий наземных сил, выдача им рекомендаций, разведданных и предупреждение о возможных угрозах – например, о выдвижении в их сторону танковой колонны противника.

Стоит заметить, что E-8 - один из компонентов системы «Джи Старс», куда, помимо самолета дальнего наблюдения и целеуказания, входят армейские наземные комплексы радиотехнической разведки и беспилотные разведывательные дроны.



"Сержант, где здесь кнопка "выйти из игры?"




Чемпионат по компьютерным играм


Несмотря на свою кажущуюся фантастичность и чрезмерно сложные алгоритмы работы, «Джи Старс» на самом деле абсолютно древняя разработка, ведущая свою историю с 1982 года, когда мечты американской армии и ВВС о создании самолета дальнего целеуказания и управления наземными войсками наконец вступили в фазу осмысленного проекта. Первый Е-8 «Джи-Старс» поднялся в воздух ровно 24 года назад - 22 декабря 1988 года. А уже через три года – в январе 1991 г. два самолета «Джи Старс» приняли участие в войне в Персидском заливе, действуя с авиабаз в Саудовской Аравии. Естественно, в условиях пустынной местности, они зарекомендовали себя отменно – 49 боевых вылетов, 500 часов патрулирования на передовой.

Следующий раз «Джи Старс» появился в небе над Балканами в 1995 году. 95 боевых вылетов на патрулирование. Принял участие в войне НАТО против Югославии, обеспечивал вторжение в Ирак (2003) – 1000 боевых вылетов. По запросу ООН «Джи-Старс» неоднократно применялись для слежения за ситуацией в Северной Корее, изредка применялся над территорией Афганистана.
Последний – 17-й по счету – «Джи Старс» был принят в состав ВВС в 2005 году. За более чем 20 лет эксплуатации не была потеряна ни одна машина этого типа. Американцы приводят следующие данные, касающиеся их боевого применения: в период с 2001 по 2011 гг. «Джи Старс» совершили 5200 вылетов на патрулирование в разных районах Земного шара, имея за 10 лет общий налет 63 000 часов.

Вот такая необычная машина, настоящий «рыцарь плаща и кинжала», остающийся за кадрами телевизионных новостей, при этом играющий чуть ли не ключевую роль при проведении военных операций.

Наверняка, у вас возник вопрос: а имеется ли отечественный аналог «Джи-Старс»? Трудно напрямую ответить на этот вопрос – с одной стороны, в составе ВВС России с концах 60-х летаю самолеты радиотехнической разведки и РЭБ Ил-20 (как не трудно догадаться – на базе известного турбовинтового пассажирского авиалайнера Ил-18), а также воздушные командные пункты Ил-22 (очередная версия Ил-18) и современные ВКП Ил-80 (на базе широкофюзеляжного пассажирского самолета Ил-86). С другой стороны, ни один из этих самолетов совершенно не похож на «Джи-Старс»: Ил-20 морально и физически устарел, а новый Ил-80 выполняет исключительно роль воздушного командного пункта (проектировался для координации войск в случае ядерной войны).



Воздушный командный пункт Ил-80. Первый полет - 1992 г. Построено 4 борта.
По некоторым данным, все ВКП Ил-80 входят в состав Отдельной авиаэскадрильи управления и ретрансляции 8 Авиадивизии особого назначения. Самолеты постоянно базируются на аэродроме Чкаловский. Какая-либо дополнительная информация по этим машинам является закрытой.


Также стоит отметить Ту-214Р – самолет радиотехнической и оптико-электронной разведки с двумя РЛС кругового и бокового обзора (планируется принятие на вооружение в следующем году). Именно эта «птица» была замечена над Японским морем в начале декабря 2012.
Наконец, новый Ту-214ОН – «открытое небо». Специализированный самолет авиационного наблюдения, специально созданный в рамках международного Договра по открытому небу для полетов в воздушном пространстве стран-участниц договора. В состав бортового комплекса авиационного наблюдения входит РЛС бокового обзора, инфракрасные камеры и аппаратура для аэрофотосъемки. Имеются рабочие места для 5 операторов.

Однако все это мало чем напоминает боевой самолет дальнего целеуказания и управления E-8. И кто знает, может быть, пока вы читаете этот текст, в ваше окно с пристальным интересом заглядывают камеры самолета «Джи-Старс», летящего вблизи российской границы.


Немає коментарів:

Дописати коментар