GPS-мина для новой афганской войны
Армия США заключила контракт стоимостью 5 млн долларов с компанией Alliant Techsystems на первый этап разработки высокоточного миномёта Army's Accelerated Precision Mortar Initiative (APMI) с GPS.
Технология геопозиционирования подешевела настолько, что теперь её можно использовать даже в боеприпасах. Учитывая, что США «засели» в Афганистане надолго, новая мина сможет пригодиться.
Какие бы чудеса ни дарила нам технология, самым универсальным оружием всё равно остаётся обычный солдат — «святая серошинельная скотинка», по выражению генерала Драгомирова, а самым универсальным подразделением — пехотное, стрелковое. Большая часть оружия стрелков может поражать противника лишь по линии визирования, прямой наводкой, как патетически восклицают политики. Именно так работают автоматы и снайперские винтовки, пулемёты с гранатомётами, противотанковые ракеты и пушки боевых машин пехоты. Но это не очень хорошо.
Нет, не с моральной точки зрения, а с сугубо технологической. Противник может спрятаться за преградой и уйти от нашего огня. Значит, нужно оружие, способное действовать навесным огнём. Исторически таким оружием были мортиры. Стреляя, неплохо самому уйти от вражеского огня. Так, в Русско-японскую войну, в бою при Цзиньчжоу, родилась стрельба с закрытых позиций. Капитан Гобято спрятал за рельефом свои орудия, передавая на них целеуказания издалека. И тот же Леонид Васильевич Гобято в осадные дни Порт-Артура изобрёл надкалиберную мину. Она позволяла использовать для навесного огня имеющиеся в изобилии 47-миллиметровые орудия, снятые с кораблей Первой эскадры. Родился новый вид оружия — миномёт.
Дальнейший этап совершенствования миномёта приходится на Первую мировую. Георгиевский кавалер генерал Гобято пал под Перемышлем, ведя пехотинцев в атаку. Пулемётный огонь загнал армии в окопы. Нужда в пехотном оружии навесного огня нарастала. И тут британский инженер Уилфрид Стокс, в цивильной жизни конструктор подъёмных кранов из Ипсвича, создаёт очень эффективный образец переносной мортиры. Ствол-труба, кончающийся опорной плитой. Две ноги-опоры. Ствол гладкий, заряжание со ствола, как у мортир полутысячелетней давности. Мину выбрасывает вышибной заряд, упакованный в гильзу 12-го калибра. Такую же в точности, что миллионами и миллионами производились для сугубо цивильного охотничьего оружия. Накалывающуюся под действием силы тяжести на ударник в конце ствола тем же самым капсюлем, с помощью которого стреляли рябчиков.
Благодаря схеме ложного треугольника (плиту и две опоры замыкала, придавая устойчивость, мать сырая земля) миномёт был лёгким, допускающим при калибре в 81,4 мм переноску бойцами. Это объясняется тем, что энергию отдачи опорная плита передавала грунту, исключая нужду в тяжёлом лафете и сложных откатных тормозах. Сначала мина была кувыркающейся и предназначавшейся для распыления удушающих газов. Потом обзавелась стабилизаторами, смещёнными назад относительно центра тяжести. Стокс стал кавалером ордена Британской империи и, last but not least, получил от королевской казны по фунту стерлингов за каждую мину…
В таком виде миномёт в период между мировыми войнами распространился по миру, став во Вторую мировую одним из самых эффективных видов оружия стрелковых подразделений и частей. В Красной армии применялись 50-миллиметровый ротный, 82-миллиметровый батальонный и 120-миллиметровый полковой миномёты. Последний, конструкции Бориса Ивановича Шавырина, был настолько хорош, что вермахт, захватив в Харькове его технологическую документацию, пустил на её основе в производство свой миномёт — 12-сантиметровый Gr.W.42. Такое признание самой передовой державой технологической эпохи говорит о многом.
После войны с превращением пехотинцев в мотострелков калибром батальонного миномёта советской армии стал 120-миллиметровый. Пудовые мины (на хребте их не очень-то потаскаешь) способны развалить заметную часть сооружений, в которых может укрыться противник, и, находясь в подчинении комбата, упрощают огневое взаимодействие. (Не надо связываться с батареей, у которой свой начальник…)
Миномёты, конечно, менялись. Обзаводились заряжанием с казны, это облегчало работу с минами большого калибра, исключая необходимость подъёма тяжёлого боеприпаса на высоту дульного среза. Получали вторую систему стабилизации мины на траектории — нарезной ствол. Приданное им вращение мины позволяет снизить влияние на точность стрельбы асимметрий корпуса мины: вызванные ими отклоняющие моменты действуют не в одну сторону, накапливаясь, а в разные, в значительной степени компенсируясь. Но при больших углах возвышения нарезные мины могут опрокидываться за счёт того, что гироскопический эффект одолевает аэродинамический эффект стабилизатора, что затем вызывает полёт хвостом вперёд и кувырки, подобающие сбитой утке, а не боеприпасу… Миномёты монтировались на боевых машинах, колёсных и гусеничных. Превосходным образцом была отечественная 120-миллиметровая «Нона», полагавшаяся по штатам конца СССР каждому батальону. Но это всё технологии индустриальные, а сейчас дело дошло до информационных.
Управляемыми боеприпасами миномёт обзавёлся четверть века назад. В Афганистане советские войска применяли управляемую 240-миллиметровую мину «Смельчак» с лазерным наведением (идущую на отражённый от цели зайчик), с первого выстрела накрывавшую хорошо укрытую цель.
Войска США, которые неумолимая имперская логика завела вслед за Британской империей и СССР в афганские ущелья, располагают управляемой лазерным лучом 120-миллиметровой миной ХМ-395.
Но и лазерное наведение при всей своей точности не снимает всех проблем. Цель должна быть подсвечена лазером, а корректировщик находится на линии прямой видимости, что делает его уязвимым для вражеского огня. Возложим эту задачу на беспилотник, а хитрый «дух» забьётся в узкое ущелье, в которое ни одна летающая малютка не впишется. Поэтому-то и потребовалась разработка управляемых мин с GPS-наведением. Корректировщику достаточно один раз определить координаты цели и передать их управлению миномётной батареи. Затем они вводятся в боеприпас с помощью Lightweight Handheld Mortar Ballistic Computer — наладонного миномётного баллистического компьютера — и тот поражает цель. От фирм Raytheon, General Dynamics и Alliant Techsystems (ATK), принявших участие в увлекательном соревновании за деньги Пентагона, потребовалось обеспечить попадание 50% мин в круг диаметром 5 м на дистанции в 7 км.
Управляемая мина получается из обычной 120-миллиметровой мины М-394 путём вворачивания в очко взрывателя GPS-устройства наведения, приёмника системы глобального позиционирования, бортового компьютера и рулей, работающих по аэродинамической схеме «Утка», впереди главного крыла, каковым выступает стабилизатор. Сравнивая замеренные GPS координаты с желаемой траекторией мины, компьютер выдаёт сигналы коррекции, отрабатывая которые рули выводят боеприпас на цель. Пока фирма ATK добилась точности 10 м на дистанции в 6,5 км. На данном этапе это удовлетворило заказчика, и были выданы деньги на продолжение работ.
США заимствовали тактику применения миномётов в горной войне из опыта наших войск на Кавказе в Великую Отечественную и в Афганистане. Приёмниками же GPS столь дешёвыми, что их можно встраивать в каждую мину, янки располагают за счёт того, что их первоначально оборонная навигационная система стала общемировым стандартом, для которого массово производятся микросхемы. Диалектическая спираль конверсии и обратного призыва массовой продукции на военную службу.
Немає коментарів:
Дописати коментар