Сведения из ранней истории днепровского казачества отрывочны, фрагментарны и разноречивы, но вместе с тем очень красноречивы. Самое раннее упоминание о существовании днепровских бродников (предков казаков) связано с легендой об основании Киева князем Кием. Любая поговорка, как известно, это концентрированный сгусток философии прошлого. Так вот старинная казачья поговорка «как война - так братцы, как мир - так сукины дети» появилась не вчера и даже не позавчера, а похоже при сотворении мира. Ибо люди воевали всегда и в каждом племени, если оно хотело выжить, были для военных целей специальные бойцы и полевые командиры, способные толпу родо-племенных ополченцев организовать, воодушевить, построить в боевые порядки и превратить в боеспособное войско.
У разных народов эти военные защитники родов назывались по-разному, у тюрков беки (беи, беги), у русских бояре (производное от слова бой). Взаимоотношения бояр и князей (так назывались военные вожди племён) со светскими и религиозными властями племён никогда не были безоблачными, особенно в периоды длительных замирений, потому что пока идёт война, деятельность военных остро необходима. Но как только случается более или менее длительное замирение, буйное, пьяное, безбашенное, отмороженное, своенравное и недешёвое в содержании воинство начинает раздражать и напрягать мирную жизнь простых обывателей племени, часть власти и, особенно, либерально-пацифистскую часть челяди, дворни и свиты этой самой власти. Им, по причине их исторической близорукости, в этом замирении видится наступление эры всеобщего мира, благоденствия и счастья на вечные времена и появляется чесоточное состояние избавиться от всякой обороны. Ближние и дальние соседи, а также прочие геополитические соперники немедленно начинают поддерживать и спонсировать эту наивно-пацифистскую часть общества и, учитывая их падучую страсть на всякую халяву, легко превращают в свою «пятую колонну». А уж ежели победоносные князья и бояре замахивались и покушались на верховную власть племенных старейшин и волхвов, пощады им не было, несмотря ни на какие былые заслуги. Так было, есть и будет всегда, иногда к сожалению, иногда к счастью. Так было и в Поросье. Пока князь Кий с братьями и дружиной храбро, умело и надёжно в лихую годину защищали племя росов (протославяне жившие в бассейне реки Рось) от поползновений соседних племён и кочевников, была им честь, хвала и слава, а голосистые баяны пели «песнь безумству храбрых». Но потом лихие соседи преклонили свои головы перед бунчуком победителей и наступило длительное замирение. Победоносный князь и его бойцы (бояре) потребовали за победу справедливую долю власти, но старейшины и волхвы (жрецы) не пожелали ей делиться, возбудили народ против мятежников и изгнали героев из племени. Потом, согласно преданию, Кий вместе со своим родом и ближайшими воинами долго жил на днепровском перевозе Самватас, стал атаманом бродников и основал в 430 году городок. Городок постепенно превратился в «град Кия», ставший впоследствии столицей Руси, а ныне незалежной Украины.
Ранняя история Запорожья также не менее бурна, насыщена и глубока чем история волго-донской Переволоки. Природа сотворила в этом месте на Днепре естественную преграду для судоходства в виде порогов. Никто не мог преодолеть пороги, не вытаскивая суда на берег для переволоки их в обход порогов. Сама природа распорядилась иметь здесь заставу, засеку, сечь (хоть как это назови) для охраны, обороны запорожской переволоки и причерноморской степи от лихой северной ладейной рати, которая постоянно стремилась совершить набег по Днепру на глубокий тыл кочевников и черноморское побережье. Эта засека на островах у порогов существовала, вероятно, всегда, потому что в обход порогов всегда существовал волок. И об этом в истории имеются доказательные сведения. Вот одно из самых громких. Упоминание о существовании запорожских укреплений и гарнизонов находим в описании гибели князя Святослава. В 971 году князь Святослав возвращался в Киев из своего второго и неудачного похода в Болгарию. После заключения мира с византийцами Святослав с остатками армии покинул Болгарию и благополучно достиг устья Дуная. Воевода Свенельд говорил ему: «Обойди князь пороги на конях, ибо стоят у порогов печенеги». Но князь пожелал отправиться на ладьях по Днепру к Киеву. По этому несогласию русская дружина разделяется на две части. Одна, во главе со Свенельдом, идет через земли русских данников, уличей и тиверцев. А другая часть, во главе со Святославом, возвращается морем и попадает в засаду устроенную печенегами. Первая попытка Святослава осенью 971 года подняться по Днепру не удалась, пришлось ему зимовать в устье Днепра, а весной 972 год повторить попытку. Однако печенеги по-прежнему сторожили пороги. «Когда наступила весна, отправился Святослав к порогам. И напал на него Куря, князь печенежский, и убили Святослава, и взяли голову его, и сделали чашу из черепа, оковав его, и пили из него. Свенельд же пришел в Киев к Ярополку.» Так лихие запорожские печенеги во главе со своим ханом (по другим источникам атаманом) Курей переиграли знаменитого воеводу, разбили, убили и обезглавили Святослава, а Куря повелел изготовить из его головы чашу.
Последний бой Святослава
Вместе с тем, великий воин, князь (каган русов) Святослав Игоревич по праву может считаться одним из отцов-основателей днепровского казачества. Ранее в 965 году он совместно с печенегами и другими степными народами разгромил Хазарский каганат и покорил причерноморскую степь. Действую в лучших традициях степных каганов, часть алан и черкас, касогов или кайсаков он, для защиты Киева от набегов степняков с юга, переселил с Северного Кавказа на Днепр и в Поросье. Такому решению способствовал неожиданный и вероломный набег на Киев его бывших союзников печенегов в 969 году, когда сам он был на Балканах. На Днепре вместе с жившими ранее и прибывшими впоследствии другими тюрко-скифскими племенами, смешавшись с бродниками и местным славянским населением, усвоив их язык, переселенцы образовали особую народность, дав ей свое этническое имя черкасов. До сегодняшнего дня эта область Украины называется Черкасской, а областной центр Черкассы. Примерно к середине XII в., по летописям около 1146 г., на основе этих черкас из разных степных народов постепенно и сложился союз, названный черными клобуками. Позднее, уже при Орде, из этих черкасов (чёрных клобуков) сформировался особый славянский народ и создалось затем днепровское казачество от Киева до Запорожья. Самому Святославу полюбились внешний вид и удаль северокавказских черкас и кайсаков. С раннего детства воспитанный варягами, тем не менее, под влиянием черкас и кайсаков он охотно переменил свой облик, и большинство поздних византийских летописей описывают его с длинными усами, бритой головой и с чубом-оселедцем. Более подробно о ранней истории казачества описано в статье «Давние казачьи предки».
Некоторые историки называют предшественницу Запорожской Сечи также Едисанской Ордой. Это и так и не так одновременно. Действительно в Орде, для защиты от Литвы, существовала засека у днепровских порогов с мощным казачьим гарнизоном. Организационно этот укрепрайон входил в улус с названием Едисанская Орда. Но литовский князь Ольгерд разгромил её и включил в состав своих владений. Роль Ольгерда в истории днепровского казачества также трудно переоценить. При распаде Орды её осколки находились в постоянной вражде между собой, а также с Литвой и с Московским государством. Ещё до окончательного распада Орды, в ходе внутриордынских усобиц, московиты и литвины поставили под свой контроль часть ордынских земель. Безначалие и смуты в Орде особенно замечательно были использованы литовским князем Ольгердом. Где силой, где умом и хитростью, где мздой он включил уже в 14 веке в свои владения многие русские княжества, в том числе территории днепровских казаков (бывших чёрных клобуков) и поставил себе широкие цели: покончить с Москвой и Золотой Ордой. Днепровские казаки составляли вооружённые силы до четырёх тем (туменов) или 40000 хорошо обученного и подготовленного войска и оказались весомой поддержкой политики князя Ольгерда и с 14 века начинают играть важную роль в истории Литвы, а по мере объединения Литвы с Польшей и в истории Речи Посполитой. Сын и наследник Ольгерда литовский князь Ягайло, став польским королём, основал новую польскую династию и сделал первую попытку через личную унию объединить эти два государства. Таких попыток потом было ещё несколько и, в конечном итоге, последовательно было создано объединённое королевство Речи Посполитой. В эту пору донское и днепровское казачество находилось под влиянием одних и тех же причин, связанных с историей Орды, но были и особенности и судьба их пошла различными путями. Территории днепровских казаков составляли окраины Польско-Литовского королевства, казачество пополнялось жителями этих стран и неизбежно постепенно сильно «ополячилось и облитвинилось». Кроме того на их территории издавна жило слободское население, крестьянство и горожане. Днепр делил территории казаков на правобережную и левобережную части. Слободское население занимало и прилегающие к днепровской Казакии территории бывшего Киевского княжества, Червонной Руси со Львовом, Белоруссии и Полоцкого края, которые при закате Орды подпали под власть Литвы, а затем Польши. Характер правящей элиты днепровских казаков слагался под влиянием польской «шляхты», не признававших над собой верховной власти. Шляхта была открытым сословием воюющих господ, противопоставлявшим себя простолюдинам. Истинный шляхтич готов был умереть с голоду, но не опозорить себя физическим трудом. Представители шляхты отличались непослушанием, непостоянством, высокомерием, спесью, «гонором» (честью и чувством собственного достоинства, от лат. honor «честь») и личной храбростью. В среде шляхты сохранялось представление о всеобщем равенстве внутри сословия («паны-браты»), причём даже король воспринимался как равный. В случае несогласия с властью шляхта оставляла за собой право на мятеж (рокош). Вышеперечисленные шляхетские замашки оказались очень притягательны и заразны для властной элиты всей Речи Посполитой и до сих пор рецидивы этого явления являются серьёзнейшей проблемой для стабильной государственности в Польше, Литве, Беларуси, но особенно в Украине. Эта «сверхсвобода» стала отличительной чертой и в правящей верхушке днепровских казаков. Они вели открытую войну против короля, под властью которого находились, при неудаче переходили под власть московского князя или царя, крымского хана или турецкого султана, которым также не хотели подчиняться. Непостоянство их вызвало недоверия к ним со всех сторон, что и привело в будущем к трагическим последствиям. Донские же казаки в сношениях с Москвой также имели часто натянутые отношения, но грань разумного переходили редко. У них никогда не было стремления к измене и, отстаивая свои права и «вольности», они исправно несли свои обязанности и службу в отношении Москвы. В результате этой службы в 15-19 веках, по образцу Донского Войска, русским правительством было образовано восемь новых казачьих областей, расселённых на границах с Азией. И этот непростой процесс перехода Донского Войска на московскую службу описан в статьях «Старшинство (образование) и становление Донского Войска на московской службе» и «Азовское сидение и переход Донского Войска на московскую службу».
Гонор украинской казачьей шляхты
Несмотря на непростые отношения с казаками в 1506 г. польский король Сигизмунд I законодательно закрепил за казачьим сообществом все занимаемые казаками при власти Орды земли в низовьях Днепра и по правому берегу реки. Формально вольные днепровские казаки были в ведении королевского чиновника, старосты Каневского и Черкасского, но реально мало от кого зависели и вели свою политику, а отношения с соседями строили исключительно из соотношения сил и характера личных взаимоотношений с сопредельными владыками. Так в 1521 году многочисленные днепровские казаки во главе с гетманом Дашкевичем вместе с крымскими татарами ходили в поход на Москву, а в 1525 году тот же Дашкевич, числившийся также старостой Черкасским и Каневским, в ответ на вероломное предательство крымского хана опустошил с казаками Крым. Гетман Дашкевич имел обширные планы укрепления государственности Гетманщины (днепровской Казакии), в том числе и план воссоздания запорожской засеки как передового форпоста в борьбе польско-литовского государства с Крымом, но осуществить этот план ему тогда не удалось.
Снова запорожскую засеку в послеордынской истории в 1556 году воссоздал казачий гетман князь Дмитрий Иванович Вишневецкий. В этот год часть днепровских казаков, не желавших подчиниться Литве и Польше, образовала на Днепре на острове Хортица общество холостых вольных казаков под названием «Запорожская Сечь». Князь Вишневецкий происходил из рода Гедиминовичей и был сторонником русско-литовского сближения. За это он был репрессирован королём Сигизмундом II и бежал в Турцию. Вернувшись после опалы из Турции, с разрешения короля, он стал старостой старинных казачьих городов Канева и Черкасс. Позднее послал послов в Москву и царь Иван Грозный принял его с «казатством» на службу, выдал охранную грамоту и послал жалованье. Хортица была удобной базой для контроля судоходства по Днепру и набегов на Крым, Турцию, Прикарпатье и придунайские княжества. Поскольку Сечь ближе всех днепровских казачьих поселений подходила к татарским владениям, турки и татары сразу же попытались выбить казаков с Хортицы. В 1557 г. Сечь выдержала турецкую и татарскую осаду, но отбившись казаки все же ушли обратно к Каневу и Черкассам. В 1558 году 5 тысяч холостых днепровских казаков вновь заняли днепровские острова под самым носом у татар и турок. Так, в постоянной борьбе за приграничные земли сложилось сообщество наиболее отважных днепровских казаков. Занимаемый ими остров стал передовым военным лагерем днепровского казачества, где постоянно жили лишь холостые, наиболее отчаянные казаки. Сам же гетман Вишневецкий был ненадёжным союзником Москвы. По приказу Ивана Грозного он совершил набег на Кавказ для помощи союзным Московии кабардинцам против турок и ногайцев. Однако после похода в Кабарду, отошёл к устью Днепра, снёсся с польским королём и вновь вступил на его службу. Авантюра Вишневецкого закончилась для него трагически. По приказу короля он предпринял поход в Молдавию с целью занять место молдавского господаря, но был предательски схвачен и отправлен в Турцию. Там был приговорён к смертной казни и сброшен с крепостной башни на железные крючья, на которых в муках скончался, проклиная султана Сулеймана I, персона которого ныне широко известна нашей публике благодаря популярному турецкому сериалу «Великолепный Век». Следующий гетман князь Ружинский вновь вошёл в сношения с московским царём и продолжал набеги на Крым и Турцию вплоть до своей гибели в 1575 году.
Грозная запорожская пехота
С 1559 года Литва в составе ливонской коалиции вела тяжёлую войну с Московией за Прибалтику. Затянувшаяся Ливонская война истощила и обескровила Литву и она ослабела в борьбе с Москвой настолько, что, избегая военно-политического краха, вынуждена была в 1569 году на люблинском Сейме полностью признать Унию с Польшей, фактически лишившись значительной части суверенитета и потеряв Украину. Новое государство было названо Речь Посполитая (республика обеих народов) и возглавили её выборный польский король и Сейм. Литва при этом должна была отказаться от исключительных прав на свою Украину. Раньше Литва не допускала сюда никаких переселенцев из Польши. Теперь же поляки горячо принялись за дело колонизации вновь приобретенного края. Были основаны воеводства Киевское и Брацлавское, куда в первую очередь хлынули толпы служилого польского дворянства (шляхты) со своими вождями - сановными магнатами. По постановлению Сейма "пустыни, лежащие при Днепре", должны были заселиться в самый короткий срок. Короля уполномочили раздавать земли заслуженным дворянам в аренду или в пользование по должности. Польские гетманы, воеводы, старосты и прочие чиновные магнаты сразу сделались тут пожизненными владетелями крупных поместий, хотя и безлюдных, но по размерам равных удельным княжествам. Они, в свою очередь, с пользой для себя раздавали их в аренду по частям более мелкой шляхте. Эмиссары новых помещиков на ярмарках в Польше, Холмщине, Полесье, Галичине и на Волыни объявляли призывы в новый край. Обещалась помощь при переселении, защита от татарских набегов, изобилие черноземных земель и освобождение от всяких податей на срок от 20 до 30 первых лет. На тучные земли Украины стали стекаться толпы разноплеменных восточноевропейских крестьян, охотно уходивших с родных мест особенно потому, что в это время их из свободных пахарей стали обращать в положение "невольной челяди". В течение следующего полувека здесь появились десятки новых городов и сотни слобод. Вырастали как грибы новые крестьянские поселения и на коренных землях днепровских казаков там, где по ханскому повелению и королевским декретам казаки уже разместились раньше. При литовской власти в Лубнах, Полтаве, Миргороде, Каневе, Черкассах, Чигирине, Белой Церкви хозяевами были одни казаки, властью обладали только выборные атаманы. Теперь повсюду были посажены польские старосты, которые вели себя, как завоеватели, не считаясь ни с какими обычаями казачьих общин. Поэтому между казаками и представителями новой власти сразу стали возникать всякого рода неурядицы: по поводу права пользования землей, по поводу стремления старост обратить всю неслужилую часть казачьего населения в податное и тягловое сословие, а больше всего на почве нарушения старых прав и оскорбленной национальной гордости вольных людей. Однако сами короли поддерживали старые литовские порядки. Не нарушалась традиция выборных атаманов и гетмана, непосредственно подчиненного королю. А вот магнаты чувствовали здесь себя, как "крулевята", "крулики" и ни в чем не ограничивали подчиненную им шляхту. Казаки трактовались не гражданами Речи Посполитой, а "подданными" новых панов, как "схизматическая чернь", хлопы, покоренный народ, осколки Орды за которыми от татарских времен тянулись незавершенные счеты и обиды за нападения на Польшу. Но казаки чувствовали за собой естественное право местных коренных людей, не желали подчиняться пришельцам, возмущались беззаконными нарушениями королевских указов и презрительным отношением шляхты. Не вызывали в них теплых чувств и толпы новых разноплеменных поселенцев, хлынувших на их земли вместе с поляками. От крестьян, пришедших на Украину, казаки держались отдельно. Как народ военный и по древним традициям вольный, они признавали равными себе только людей свободных, привыкших обходиться с оружием. Крестьяне же при всех условиях оставались "подданными" своих панов, зависимым и почти бесправным рабочим людом, "быдлом". Казаки отличались от пришельцев и своею речью. В то время она еще не слилась с украинскою и мало отличалась от языка низовых Донцов. Если в казачьи общины принимались некоторые люди иного рода, украинцы, поляки, литвины (белорусы), то это были единичные случаи, явившиеся следствием особенно сердечных отношений с местными казаками или в результате смешанных браков. Новые люди приходили на Украину добровольно и "украювали" себе участки в областях, по исторической традиции и по королевским декретам принадлежавших казакам. Правда, они исполняли чужую волю, но казаки этого в расчет не принимали. Им приходилось потесниться и смотреть, как их земля все больше переходит в чужие руки. Причина достаточная для того, чтобы чувствовать неприязнь ко всяким пришельцам. Ведя жизнь обособленную от новопришлых людей, во второй половине XVI века казаки стали делиться на четыре бытовые группы.
Первая – Низовцы или запорожцы. Они не признавали никакой другой власти, кроме атаманской, никакого постороннего давления на свою волю, никакого вмешательства в их дела. Народ исключительно военный, часто безбрачный, они послужили первыми кадрами непрерывно растущего казачьего населения Запорожского Низа.
Вторая – Гетманщина, на бывшей Литовской Украине. Самой близкой к первой по духу группой здесь оставался слой казаков-земледельцев и скотоводов. Они уже привязались к земле и к своему роду деятельности, но в новых условиях умели иногда заговорить языком бунта и в некоторые моменты уходили массами "в старожитое свое место, в Запороги".
Из них выделился третий слой - казаки дворские и реестровцы. Они и их семьи наделялись особенными правами, что давало им основание считать себя равными с польской шляхтой, хотя каждый захудалый польский дворянин относился к ним свысока.
Четвертой группой социального порядка была полноправная шляхта, созданная королевскими привилегиями из казачьей служилой старшины. Десятилетия совместных с поляками и литвинами походов показали многих казаков достойными высшей похвалы и награды. Они получали из королевских рук "привилеи" на шляхетское звание вместе с небольшими поместьями на окраинных землях. После этого, на основах "побратымства" с друзьями-соратниками, они приобретали польские фамилии и гербы. Из этой шляхты выбирались гетманы с титулом "Гетман его королевского величества Войска Запорожского и обеих сторон Днепра". Запорожский Низ им никогда не подчинялся, хотя иногда действовал сообща. Все эти события повлияли на расслоение казачества, жившего по Днепру. Одни не признали власти польского короля и отстаивали свою самостоятельность на днепровских порогах, приняв название «Низовое Войско Запорожское». Часть казаков превратилась в свободное оседлое население, занимавшееся земледелием и скотоводством. Еще одна часть поступила на службу польско-литовскому государству.
Днепровские казаки
В 1575 году после смерти короля Сигизмунда II на польском престоле прервалась династия Ягеллонов. Королём был избран воинственный трансильванский князь Иштван Батори, более известный в нашей и польской истории как Стефан Баторий. Вступив на престол, он приступил к реорганизации армии. За счёт наёмников он поднял её боеспособность и решил использовать также днепровских казаков. Прежде при гетмане Ружинском днепровские казаки состояли на службе московского царя и защищали границы Московского государства. Так в одном из набегов крымский хан захватил до 11 тысяч русского населения. Ружинский с казаками напал на татар в пути и освободил весь полон. Ружинский делал внезапные набеги не только на Крым, но и на южное побережье Анатолии. Однажды он высадился в Трапезунде, затем занял и разрушил Синоп, потом подошёл к Константинополю. Из этого похода он вернулся с большой славой и добычей. Но в 1575 году гетман Ружинский погиб при осаде крепости Аслам.
Стефан Баторий решил привлечь днепровских казаков к себе на службу, обещая им независимость и привилегии во внутренней организации. В 1576 году он издал Универсал, в котором казакам был установлен реестр в 6000 человек. Реестровые казаки были сведены в 6 полков, делившиеся на сотни, околицы и роты. Во главе полков был поставлен старшина, ему были дарованы знамя, бунчук, печать и герб. Назначен обозный, два судьи, писарь, два есаула, войсковые хорунжий и бунчужный, полковники, полковые старшины, сотники и атаманы. Из среды казачьей верхушки выделялась командирская старшина, которая поравнялась в правах с польской шляхтой. Низовое Запорожское войско старшине не подчинялось, выбирало своих атаманов. Не вошедшие в реестр казаки превращались в податное сословие Речи Посполитой и лишались казачьего положения. Часть этих казаков не подчинилась Универсалу и ушла в Запорожскую Сечь. Позднее во главе реестровых полков стал выбираться казачий начальник - гетман его королевского величества Войска Запорожского и обеих сторон Днепра. Главным городом реестровых казаков король назначил Чигирин, древнюю столицу чигов (джигов), одного из племён Чёрных Клобуков. Было назначено жалованье, при полках была земельная собственность, которая давалась на ранг или чин. Запорожцам король учредил Кошевого атамана.
Произведя реформы вооружённых сил, Стефан Баторий в 1578 году возобновил военные действия против Москвы. Чтобы обезопасить себя со стороны Крыма и Турции Баторий запретил днепровским казакам нападать на их земли, указав им путь набегов – московские земли. В этой войне Польши с Россией днепровские и запорожские казаки были на стороне Польши, находились в составе польских войск, совершали набеги и производили разрушения и погромы не менее жестокие, чем крымские татары. Баторий был очень доволен их деятельностью и хвалил за набеги. На момент возобновления военных действий с Польшей русские войска контролировали балтийское побережье от Нарвы до Риги. В войне с Баторием московские войска стали терпеть большие неудачи и оставлять занятые территории. Причин неудач было несколько:
- истощение военных ресурсов страны, ведущей войну более 20 лет.
- необходимость отвлечения больших ресурсов для поддержания порядка в недавно завоёванных областях Казани и Астрахани, поволжские народы постоянно восставали.
- постоянное военное напряжение в сторону юга из-за угрозы со стороны Крыма, Турции и кочевых орд.
- непрерывная и беспощадная борьба царя с княжатами, боярством и внутренней изменой.
- большие достоинства и талант Стефана Батория как эффективного военно-политического деятеля той поры.
- большая моральная и материальная помощь антирусской коалиции со стороны Западной Европы.
Многолетняя война истощила силы обеих сторон, и в 1682 году был заключён Ям-Запольский мир. С окончанием Ливонской войны днепровские и запорожские казаки стали делать нападения на Крым и турецкие владения. Это создало угрозу войны Польши с Турцией. Но Польша не меньше Московии была истощена Ливонской войной и новой войны не желала. Король Стефан Баторий открыто боролся с запорожцами, когда они в нарушение королевских указов нападали на татар и турок. Таких он велел «хватать и ковать».
А следующий король Сигизмунд III принял ещё более решительные меры против казаков, что позволило заключить ему «вечный мир» с Турцией. Но это полностью противоречило главному вектору тогдашней европейской политики, направленной против Турции. В это время австрийский император создавал очередной союз для изгнания турок из Европы, в этот союз приглашал и Московию. За это он обещал России Крым и даже Константинополь, а просил 8-9 тысяч казаков «выносливых в голоде, полезных для захвата добычи, для опустошения неприятельской страны и для внезапных набегов…». Ища поддержки в борьбе с польским королем, турками и татарами, низовые запорожцы часто обращались к русскому царю и формально признавали себя его подданными. Так, и в 1594 г., когда император Священной Римской империи германской нации нанимал запорожцев к себе на службу, они испрашивали разрешения у русского царя. Царское правительство пыталось поддерживать с запорожцами соответствующие отношения, особенно с теми, кто жил в верховьях Донца и прикрывал от татар русские земли. Но большой надежды на запорожцев не было, и русские послы всегда «проведывали», «будут ли государю прямы» эти «подданные».
После смерти в 1586 году Стефана Батория усилиями шляхты на польский престол был возведён король Сигизмунд III из шведской династии. Магнаты были его противниками и ратовали за австрийскую династию. В стране начался «рокош», но канцлер Замойский разбил войска австрийского претендента и его сторонников. Сигизмунд укрепился на престоле. Но королевская власть в Польше усилиями шляхты была сведена к полной зависимости от решений общих собраний, где каждый пан имел право вето. Сигизмунд же был сторонником абсолютной монархии и ярым католиком. Этим он поставил себя во враждебные отношения с православными магнатами и населением, а также со шляхтой – сторонниками демократических привилегий. Начался новый «рокош», но Сигизмунд справился и с ним. Магнаты и шляхта, опасаясь мести короля, двинулись в соседние страны, прежде всего в неспокойную тогда Московию. Деятельность этих польско-литовских инсургентов в московских владениях не имела особых национальных и государственных целей, кроме грабежа и наживы. Об этих перипетиях Смутного времени и об участии в нём казаков и шляхты было рассказано в статье «Казаки в Смутное время». Во время рокоша вместе с польскими противниками короля действовали и русские инсургенты, противники принятого Сигизмундом курса воинствующего католицизма. А пан Сапега даже призывал русское ополчение включиться в польский рокош и свергнуть Сигизмунда, но переговоры на эту тему не привели к положительным результатам.
А на далеких окраинах Речи Посполитой, на Украине, польские магнаты и их окружение мало считались с правами даже привилегированных слоёв казачьего общества. Захваты земель, репрессии, хамство и пренебрежительное отношение к коренным жителям края, частые насилия пришлых войск и администрации раздражали всех казаков. Злость росла с каждым днем. Обострение отношений между днепровскими казаками и центральной властью произошло в 1590 г., когда канцлер Замойский подчинил казаков Коронному гетману. Этим было нарушено старинное право казачьих гетманов обращаться непосредственно к первому лицу, королю, царю или хану. Одной из главных причин враждебного отношения днепровских казаков к Польше была начавшаяся религиозная борьба католиков против православного русского населения, но особенно с 1596 г., после Брестской церковной унии, т.е. очередной попытки слияния католической и восточной церквей, в результате которой часть восточной церкви признала власть папы и Ватикана. Население, не признавшее Унию, лишалось права на занятие должностей в польском королевстве. Русское православное население было поставлено перед выбором: или принять католичество или начать борьбу за защиту своих религиозных прав. Центром начавшейся борьбы стало казачество. С усилением Польши казаки также подверглись вмешательству королей и Сейма в свои внутренние дела. Но не простым оказалось для Польши насильственное превращение русского населения в униатов. Постоянные гонения на Православную веру и меры Сигизмунда против казаков привели к тому, что в 1591 году казаки восстали против Польши. Первым гетманом, поднявшим восстание против Польши, был Криштоф Косинский. Против восставших казаков были посланы значительные польские силы. Казаки были разбиты, а Косинский был схвачен и в 1593 году казнён. После этого гетманом стал Наливайко. Но и он воевал не только с Крымом и Молдавией, но и с Польшей и в 1595 году, при возвращении из набега на Польшу, его войска были окружены гетманом Жолкевским и разбиты. Дальнейшие взаимоотношения казаков и польско-литовского государства приняли характер затяжной религиозной войны. Но еще почти полвека протесты не разрастались в стихию всеобщего восстания и выражались только в отдельных взрывах. Казаки были заняты походами и войнами. В первые годы XVII века они приняли деятельное участие "в восстановлении прав" мнимого царевича Димитрия на московский престол. В 1614 г. с гетманом Конашевичем Сагайдачным казаки дошли до берегов Малой Азии и обратили в пепел город Синоп, в 1615 г. сожгли Трапезунд, навестили окрестности Стамбула, сожгли и потопили множество турецких военных кораблей в гирлах Дуная и около Очакова. В 1618 г. с королевичем Владиславом ходили под Москву и помогли Польше приобрести Смоленск, Чернигов и Новгород Северский. И далее днепровские казаки оказывали щедрую военную помощь и службу польско-литовскому государству. После того, как в ноябре 1620 г. турки разгромили поляков под Цецерой, а гетман Жолкевский был убит, Сейм обратился к казакам, призывая их к походу на турок. Казаков не пришлось долго упрашивать, они вышли в море и нападениями на турецкие берега задержали продвижение армии султана. Потом вместе с поляками 47 тысяч днепровских казаков приняли участие в обороне лагеря под Хотином. Это была существенная помощь, потому что против 300 тысяч турок и татар Польша имела всего 65 тысяч воинов. Встретив упорное сопротивление, турки согласились на переговоры и сняли осаду, но казаки потеряли Сагайдачного, умершего от ран 10 апреля 1622 г. После такой помощи казаки считали себя вправе получать обещанное жалованье со специальной доплатой за Хотин. Но комиссия, назначенная для рассмотрения их претензий, вместо доплаты постановила снова уменьшить реестр, а польские магнаты усилили репрессии. Значительная часть демобилизованных после уменьшения реестра "выписчиков" ушла в Запорожье. Выбранные ими гетманы не подчинялись никому и производили набеги на Крым, Турцию, придунайские княжества и Польшу. Но в ноябре 1625 г. они потерпели поражение под Крыловом и принуждены были принять гетмана, назначенного королем. Реестровых оставлено было в строю 6000, казаки-земледельцы должны были или примириться с панщиной, или уйти со своих участков, оставив их во владении новых хозяев. Для нового реестра отбирались только люди проверенной лояльности. Что же остальные? Свободолюбивые вышли с семьями к Запорожью, а пассивные смирились и начали смешиваться с серой массой пришлых колонистов.
Мятежный дух майдана
В это время запорожцы вмешались в крымско-турецкие отношения. Хан Шагин Гирей хотел отложиться от Турции и просил содействия казаков. Весною 1628 г. запорожцы пошли в Крым с атаманом Иваном Кулагой. К ним присоединилась и часть казаков с Украины, которых вел гетман Михаил Дорошенко. Погромив под Бахчисараем турок и их сторонника Джанибек Гирея, они двинулись на Кафу. Но в это время их союзник Шагин Гирей помирился с противником и казакам пришлось спешно отступать из Крыма, а гетман Дорошенко пал под Бахчисараем. Вместо него король назначил гетманом покорного ему Григория Чорного. Этот беспрекословно выполнял все требования магнатов, притеснял низшую братию казаков, не препятствовал подчинять их старостам и панам. Казаки массами уходили с Украины на Низ и потому население Сичевых земель в его время сильно приумножилось. При гетмане Чорном стал особенно назревать разрыв между гетманщиной и усилившимся Низом, т.к. Низ обращался в независимую республику, а казачья Украина все ближе связывалась с Речью Посполитой. Королевский ставленник не пришелся по вкусу народным массам. Запорожские казаки двинулись из-за порогов на север, захватили Чорного, судили его за продажность и склонность к унии, а осудив казнили. Вскоре после этого Низовцы под командой Кошевого атамана Тараса Трясило напали на польский лагерь при реке Альте, заняли его и уничтожили стоявшие там войска. Началось восстание 1630 г., привлекшее на свою сторону и многих реестровцев. Оно окончилось битвой под Переяславом, которая, по словам польского летописца Пясецкого, полякам "стоила больше жертв, чем прусская война". Им пришлось пойти на уступки: реестр разрешили увеличить до восьми тысяч, а казакам с Украины гарантировалась безнаказанность за участие в восстании, но эти решения не были исполнены магнатами и шляхтой. С этих пор Низ все больше разрастается за счет казаков-земледельцев. Уходит в Сич и часть старшин, но с другой стороны, многие принимают весь строй жизни от польской шляхты и обращаются в лояльных польских дворян. В 1632 году умер польский король Сигизмунд III. Его долголетнее царствование прошло под знаком принудительного расширения влияния католической церкви, при поддержке сторонников церковной унии. На трон вступил его сын Владислав IV. В 1633-34 годы 5-6 тыс. реестровых казаков принимали участие в походах на Москву. Несколько лет после этого продолжалось особенно интенсивное переселение крестьян с запада на Украину. К 1638 г. выросло до тысячи новых поселений, распланированных французским инженером Бопланом. Он же руководил постройкой польской крепости Кудак при первом днепровском пороге и на месте старого казачьего поселения того же имени. Хотя в августе 1635 года Низовые казаки с атаманом Сулимой или Сулейманом взяли Кудак с налета и уничтожили в нем гарнизон из иностранных наемников, но через два месяца они должны были отдать его верным королю реестровцам. В 1637 г. защиту казачьего населения Украины, стесненного новыми переселенцами, вновь попытался взять на себя Запорожский Низ. Казаки вышли "на волости" во главе с атаманами Павлюком, Скиданом и Дмитрием Гунею. К ним присоединились местные казаки из Канева, Стеблиева и Корсуня, состоявшие и не состоявшие в реестре. Их собралось около десяти тысяч, но, после поражения под Кумейками и Мошнами, им пришлось отступить на земли Сичи. Так же скоро поляки подавили казачье движение на Левобережье, начатое в следующем году Острянином и Гунею. Судя по малому числу участников (8-10 тыс. человек), казачьи выступления велись одними Запорожскими Казаками. О том же говорит стройность их передвижений и организованность защиты в таборах. Старое и новое украинское население степи в это время было занято устройством сотен новых поселений под надзором войск коронного гетмана С. Конецпольского. И вообще в те годы попытки боевого сотрудничества с украинцами кончались для Запорожских Казаков раздорами и ссорами, доходившими до взаимных убийств. Но беглых крестьян Низовая республика принимала охотно. Они могли заниматься свободным и мирным трудом на выделенных им участках земли. Из них постепенно образовался слой "подданных Запорожского Войска Низового", пополнявших ряды земледельцев и слуг. Некоторые украинские крестьяне, которые желали продолжать вооруженную борьбу, скоплялись на берегах Южного Буга. На речке Тешлык они основали свою отдельную Тешлыцкую Сич. Казаки называли их "каратайцами".
После поражений 1638 года повстанцы вернулись на Низ, а на Украине, вместо ушедших реестровцев были набраны новые из местных казаков. Теперь реестр состоял из шести полков (Переяславский, Каневский, Черкасский, Белоцерковский, Корсунский, Чигиринкий) по тысяче человек каждый. Командиры полков назначались из родовитых шляхтичей, а остальные чины: полковые есаулы, сотники и ниже их по должности избирались. Должность гетмана была упразднена и его пост заменил назначенный комиссар Петр Комаровский. Казаки должны были присягнуть на верность Речи Посполитой, обещать послушание местным польским властям, не уходить в Сич и не принимать участия в морских походах Низовцев. Не попавшие в реестр и проживающие на Украине оставались "подданными" местных панов. Постановления "Заключительной комиссии с Казаками" подписали и представители казаков. Среди других стояла и подпись Войскового писаря Богдана Хмельницкого. Через десять лет он возглавит новую борьбу казаков против Польши и его имя прогремит на весь свет.
Польский шляхтич и панцирный казак
Положение усугубилось тем, что часть украинских магнатов и шляхты не только приняли католичество, но и стали разными способами требовать этого от своих подданных. Так многие паны конфисковали местные церкви и отдали их в аренду местечковым жидкам - ремесленникам, корчмарям, шинкарям, винникам и винокурам, а те стали взымать плату с селян и казаков за право помолиться. Эти и другие иезуитские меры переполнили чашу терпения. В ответ казаки Гетманщины объединились с казаками Низового Войска Запорожского и началось всеобщее восстание. Борьба продолжалась более десятилетия и закончилась присоединением Гетманщины к России в 1654 году на Переяславской Раде. Но это уже совсем другая и очень запутанная история.
Автор Сергей Волгин
Немає коментарів:
Дописати коментар