четвер, 28 листопада 2013 р.

Китайская зона идентификации в Южно-Китайском море



Неприятное обострение напряженности на глазах происходит сейчас на Дальнем Востоке, где Пекин в минувшую субботу неожиданно объявил об учреждении т.н. Опознавательной зоны противовоздушной обороны над международными водами в части Восточно-Китайского моря. Размеры района – примерно две трети площади Великобритании.




bbcimg.co.uk


Министерство обороны КНР предупредило, что вооруженные силы страны отныне готовы предпринимать т.н. «меры оборонительного характера» в отношении любых воздушных судов в этом районе, если они не отвечают за запросы и не подчиняются китайским приказам. Перед прохождением зоны, как было объявлено, самолеты должны заранее направлять в МИД КНР свой полетный план.

Особую пикантность ситуации придало то, что в пределы этого района были демонстративно включены необитаемую гряду Сэнкаку (Дяоюйдао). Острова находятся под контролем Токио, но Пекин считает их своими кровными территориями, незаконно захваченными японцами еще в конце позапрошлого века. Короче, Пекин ясно дал понять, что готов теперь сбивать там японские самолеты. А также все прочие летательные аппараты, если они не подчиняются провозглашенным китайцами правилам.


sina.com.cn


Ситуация стала развиваться стремительно – испуганные японские авиакомпании JAL и ANA тут же подчинились приказу Пекина. Они ежедневно имеют 30 рейсов, проходящих через зону – в основном в Гонконг и на Тайвань. Тем самым японские перевозчики молчаливо признали резкое расширение китайского влияния в регионе.

Такое развитие событий вызвало сначала шок, а потом взрыв негодования в высоких токийских кабинетах. Уже в понедельник все ключевые деятели правительства Японии стали метать громы и молнии в сторону Пекина. Премьер-министр Синдзо Абэ пригрозил до конца защищать территориальные воды и воздушное пространство страны. Он прямым текстом обвинил Китай в попытке силой изменить положение дел в регионе в свою пользу.

В Токио быстро поняли, что затягивание вопроса может действительно отдать под контроль Пекина сначала значительную часть международной зоны в Восточно-Китайском море, а потом, глядишь, и новые районы. Японцам показалось, что именно таким образом КНР будет постепенно идти к гегемонии на Дальнем Востоке.

Короче, первым делом выкрутили руки авиакомпаниям. После серии бурных разбирательств они согласились с позицией правительства и заявили, что больше не будут представлять Пекину свои планы полетов над международными водами в Опознавательной зоне ПВО КНР. Сегодня, кстати, японцы летают в Тайвань и Гонконг без выполнения требований Пекина – и ничего. Китайцы пока это проглотили.

Но главный щелчок по носу Пекин получил от американцев, хотя он явно рассчитывал на то, что нерешительная администрация Барака Обамы постарается остаться в стороне от конфликта. Или поддержит японцев только на словах.



Зона ПВО Японии


Госдеп и министерство обороны США, действительно, выступили резко – Пекин обвинили в односторонних шагах, которые нагнетают напряженность в регионе. Затем в ночь со вторника на среду по местному времени два стратегических бомбардировщика ВВС США Б-52 без предупреждения вошли в пределы Опознавательной зоны ПВО КНР. Они спокойно там полетали и прошлись над островами Сэнкаку, намекая на готовность защитить японских союзников. Никаких уведомлений Пекину американцы, конечно, не делали, в радиоконтакт не вступали. Но о полете затем официально сообщили в Вашингтоне.


Зона ПВО Китая

На сей раз в шоке, похоже, оказался Пекин. Китайцы не посмели или не смогли послать свои истребители на перехват двух Б-52. В Пекине достаточно долго молчали. И лишь затем выдали сегодня заявление о том, что все это время успешно отслеживали полет стратегических бомбардировщиков в пределах зоны. Что, как было сказано, свидетельствует о том, что Пекин ее контролирует. Прозвучало это слабовато.

Ясно, что на унижение Китай должен как-то ответить – иначе его угрозы принять «оборонительные меры» в отношении не выполняющих приказания самолетов будут звучать все более глупо. Впрочем, трудно даже представить, что он может реально сделать. Не сбивать же, действительно, японский гражданский лайнер, мирно летящий на Тайвань? 
Между прочим, у Токио есть собственная Опознавательная зона за пределами национального воздушного пространства. Однако он просит предоставлять полетные планы только те авиакомпании, которые совершают рейсы в Японию. К тому же японцам никогда даже в голову не приходило распространять эту зону, допустим, на воздушное пространство Южных Курил. Сколько в Токио ни говорили об их принадлежности своей стране.

Короче, точка в ситуации вокруг последних действий Пекина, как представляется, пока не поставлена. А опубликованные сейчас в КНР данные опроса общественного мнения показали, что до 60 процентов китайцев одобрили бы обстрел самолетов, не подчиняющихся новым правилам.


Восточно-Китайское море и зоны идентификации ПВО Китая и Японии


Полет B-52


Немає коментарів:

Дописати коментар