четвер, 3 січня 2013 р.

Танковый ленд-лиз. Великобритания



Немцы осматривают подбитый британский танк "Матильда"

«Немцы пройдут по России подобно горячему ножу сквозь сливочное масло», «Россия будет повержена в течении 10 недель» - тревожные доклады экспертов из Форин-офиса все сильнее беспокоили Черчилля. Ход боевых действий на Восточном фронте не давал повода усомниться в этих отвратительных прогнозах – Красная Армия окружена и разбита, 28 июня пал Минск. Очень скоро Великобритания вновь останется один на один перед лицом еще более усилившегося Рейха, получившего ресурсы и промышленные базы СССР. В свете подобных событий Великобритания и США согласились лишь на продажу оружия и военных материалов Советскому Союзу.

16 августа 1941 года, когда советские солдаты вели изнурительные бои на подступах к Киеву, Смоленску и Ленинграду, в Лондоне британские политики важно подписывали соглашение о предоставление СССР нового кредита сроком на 5 лет (10 млн. фунтов, под 3% годовых). В это же время, в Вашингтоне советскому послу вручили ноту об экономическом содействии, в которой содержалось предложение о размещении на выгодных условиях советских оборонных заказов на американских предприятиях. Правила Большого бизнеса просты: Cash&Carry – «плати и забирай».
Спустя неделю ситуация приняла новый, неожиданный для британских и американских политиков, оборот. На Восточном фронте совершилось чудо – Красная Армия перешла от неорганизованного беспорядочного отступления к отступлению с боями, Вермахт намертво увяз в тяжелых сражениях под Смоленском, немецкая армия понесла крупные потери – все планы Блицкрига были сорваны.

«Русские смогут пережить зиму. Это имеет огромное значение: Англия получит длительную передышку. Даже если Германия вдруг одержит победу, она будет настолько ослаблена, что уже не сможет организовать вторжение на Британские острова». Новый доклад изменил позицию Британского правительства – теперь следовало сделать все, чтобы Советский Союз продержался как можно дольше.

Простая и жестокая логика

За прошедшие полвека «ленд-лиз» оброс множеством мифов и легенд – что это была за программа, какие были ее условия и значение для СССР в период войны, эти вопросы служат причинами жарких споров между убежденными сторонниками антизападной политики «платили золотом за негодный хлам» и преданных любителей демократических ценностей «Америка благородно протянула руку помощи». На самом деле все гораздо интереснее.

Билль о ленд-лизе - всего лишь американский закон, принятый 11 марта 1941 года. Смысл документа прост до безобразия: решено предоставить максимально возможную материально-техническую помощь всем, кто сражается с фашизмом – в противном случае, существовал риск капитуляции Великобритании и СССР (по крайней мере, так казалось заокеанским стратегам), и Америка останется один на один с Третьим Рейхом. Перед американцами возник выбор:
а) идти под пули;
б) вставать к станку. 
Разумеется, с подавляющим перевесом победили сторонники пункта «бэ», тем более условия на американских заводах были вполне даже ничего, по сравнению с Танкоградом или эвакуированными за Урал производствами.


Сборка "Матильд"

Поставки из-за океана рассчитывались по следующей схеме: 

- то, что погибло в бою, оплате не подлежит. Как говорится, что упало - то пропало;

- после войны, уцелевшая в боях техника должна была быть возвращена или, в противном случае, выкуплена. На деле поступали еще проще: под присмотром американской комиссии техника уничтожалась на месте, например, «Аэрокобры» и «Тандерболты» безжалостно давили танками. Естественно, при виде такого вандализма советские специалисты не могли сдержать слезу – потому экстренно, с учетом русской смекалки, подделывались документы, техника заочно «уничтожалась в боях», а «что упало, то пропало». Многое сумели спасти.

Нужно четко понимать, что ленд-лиз – НЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ. Это элемент хорошо продуманной оборонительной стратегии, в первую очередь, в интересах США. Подписывая протоколы ленд-лиза, американцы меньше всего думали о русских солдатах, умиравших где-то под Сталинградом.

Советский Союз никогда не платил за ленд-лиз золотом, мы платили за поставки кровью своих солдат. В этом и был смысл американской программы: советские солдаты идут под пули, американские рабочие идут на заводы (иначе вскоре под пули придется идти американским рабочим). Все разговоры о «погашении миллиардного долга, который СССР не хочет возвращать вот уже 70 лет» - невежественная болтовня. Обсуждается лишь оплата уцелевшего имущества, официально оставшегося после войны в народном хозяйстве Советского Союза (электростанций, ж/д транспорта, узлов междугородной телефонной связи). Это считанные проценты. На больше американцы не претендуют – они лучше нас знают цену ленд-лизу.


Погрузка "Матильд" в порту

Осенью 1941 года, Великобритания, сама получавшая помощь из-за океана, решила применить эту схему по отношению к СССР. Русские воюют – мы делаем все, чтобы они продержались как можно дольше, иначе воевать придется британцам. Простая и жестокая логика выживания.

Что касается печально известного крейсера «Эдинбург», на борту которого находилось 5,5 тонн советского золота – это была оплата поставок, совершенных еще до того, как на СССР распространился закон о ленд-лизе (22 июня 1941 г. – октябрь 1941 г.)

Первые пожелания Советского Союза, касающиеся объемов и состава зарубежных поставок были весьма прозаическими: Оружие! Дайте нам больше оружия! Самолетов и танков!
Пожелания было учтено – 11 октября 1941 г. в Архангельск прибыли первые 20 британских танков «Матильда». Всего же до конца 1941 года в СССР из Великобритании было доставлено 466 танков и 330 бронетранспортеров.

Следует подчеркнуть, что британская бронетехника – это явно не то, что могло изменить положение на Восточном фронте. Для более трезвой оценки ленд-лиза следует смотреть на другие вещи, например, поставки грузовиков и джипов (автомобильный ленд-лиз) или поставки продовольствия (4,5 млн. тонн).

Значение «Матильд» и «Валентайнов» было невелико, но, тем не менее, «иномарки» активно использовались в РККА, и, случалось, оставались единственными машинами на стратегически важных направлениях. Например, в 1942 году в сложное положение попали войска Северо-Кавказского фронта – оказавшись отрезанными от основных промышленных баз Урала и Сибири, они были на 70% укомплектованы зарубежной бронетехникой, приходившей по «Иранскому коридору».


Лучший британский средний танк "Кромвель". Аналог Т-34. В СССР массово не поставлялся

Всего в годы Великой отечественной войны, в Советский Союз прибыло 7162 единицы британской бронетехники: легкие и тяжелые танки, бронетранспортеры, мостоукладчики. Еще около 800 машин, согласно зарубежным данным, было потеряно в пути.
Список прибывших машин, пополнивших ряды Красной Армии хорошо известен:

- 3332 танка «Валлентайн» Mk.III,

- 918 танков «Матильда» Mk.II,

- 301 танк «Черчилль»,

- 2560 бронетранспортеров «Универсал»,

- танки «Кромвель», «Тетрарх», а также специализированные машины в количествах, недостойных упоминания.

Следует учесть, что понятие «Великобритания» подразумевает собой все страны Британского содружества, потому, 1388 танков «Валентайн» по факту были собраны в Канаде. 

Также, в 1944 году из Канады было поставлено 1590 ремонтных мастерских для оснащения подвижных танкоремонтных заводов и бронетанковых подразделений, включавших в себя: механические мастерские A3 и D3, электромеханическую мастерскую (на шасси грузовика GMC 353), подвижную зарядную станцию OFP-3 и электросварочную мастерскую KL-3 (на канадских шасси Ford F60L и Ford F15A соответственно).

С технической точки зрения, британские танки совершенством не отличались. Во многом этому способствовала чудная классификация боевых машин и их разделение на «пехотные» и «крейсерские» танки. 

К «пехотным танкам» относились машины непосредственной поддержки: медленные, хорошо защищенные монстры для преодоления оборонительных рубежей, уничтожения укреплений и огневых точек противника.
«Крейсерские танки», наоборот, представляли собой легкие и быстрые танки с минимальной защитой и орудием малого калибра, предназначенные для глубоких прорывов и стремительных рейдов по тылам противника.


Подбитый "Валентайн" в районе р. Истры

В принципе, идея «пехотного танка» выглядит достаточно привлекательно – согласно подобной концепции создавались советские КВ и ИС-2 – высокозащищенные танки для штурмовых операций. Там где не требуется высокая подвижность, а приоритет отдается тяжелой броне и могучим орудиям.

Увы, в случае с британской бронетехникой, здравая идея была безнадежно погублена качеством исполнения: «Матильды» и «Черчилли» оказались гипертрофированы в сторону повышения защищенности. Британским конструкторам не удалось совместить в одной конструкции противоречивые требования брони, подвижности и огневой мощи - в результате, «Матильда», не уступавшая по бронированию КВ, оказалась предельно тихоходной и, вдобавок, была вооружена лишь 40 мм орудием.

Что касается британских «крейсерских танков», как и их аналогов - советских танков серии БТ, то их применение по назначению, в условиях войны с подготовленным противником, оказалось невозможным: слишком слабая броня нивелировала все остальные преимущества. «Крейсерские танки» были вынуждены искать на поле боя естественные укрытия и действовать из засад – только в этом случае мог быть обеспечен успех.

Немало хлопот доставляла эксплуатация зарубежной техники – танки поступали по британским нормам комплектации, с маркировками и инструкциями на английском языке. Техника была недостаточно приспособлена к отечественным условиям, были проблемы с ее освоением и обслуживанием. 

И все-таки, прикреплять к британским танкам ярлык «бесполезный хлам» было бы, по меньшей мере, некорректно – советские танкисты одержали на этих машинах немало замечательных побед. Британская бронетехника, несмотря на звучащие порой абсурдные сравнения с «Тиграми» и «Пантерами, вполне соответствовали своему классу – легким и средним танкам. За неказистой внешностью и скудными «бумажными» ТТХ, скрывались боеспособные машины, сочетавшие в себе немало положительных сторон: мощное бронирование, продуманная (за редким исключением) эргономика и просторное боевое отделение, качественное изготовление деталей и механизмов, синхронизированная коробка передач, гидропривод поворота башни. Особенно советским специалистам понравился перископический прибор наблюдения Mk-IV, который был скопирован и, под обозначением МК-4, стал устанавливаться на всех советских танках, начиная со второй половины 1943 г.

Зачастую, британская бронетехника применялась без учета ее конструктивных особенностей и ограничений (все-таки, эти машины проектировались явно не для советско-германского фронта). Однако, на Юге России, там, где климатические и природные условия соответствовали тем, для которых была созданы британские танки, «Валлентайны» и «Матильды» проявили себя с наилучшей стороны.

Королева поля боя

Пехотный танк «Матильда» Mk II. 
Боевая масса 27 тонн. Экипаж 4 чел. 
Бронирование: лоб корпуса 70…78 мм, борт 40…55 мм + 25 мм надгусеничные экраны.
Вооружение: 40 мм противотанковая пушка, пулемет «Виккерс».
Скорость по шоссе 25 км/ч, по пресеченной местности 10-15 км/ч.

Зимой 1941 года британская «Матильда» могла столь безнаказанно ездить по полям сражений советско-германского фронта, как если бы она выкатилась на Бородинское поле в 1812 году. 37 мм противотанковые «колотушки» Вермахта были бессильны остановить этого монстра. Противники «пожароопасных» карбюраторных моторов могут ликовать – на «Матильде» стоял дизель, причем не один, а целых два! Каждый мощностью 80 л.с. – легко представить, насколько высока была подвижность у этой машины.
Часть машин прибыла в СССР в комплектации «Close Support» - машины огневой поддержки пехоты с 76 мм гаубицами.

Собственно, на этом преимущества британского танка заканчиваются и начинаются его недостатки. К 40мм пушке не было осколочных снарядов. Экипаж из четырех человек был функционально перегружен. «Летние» гусеницы не держали танк на скользкой дороге, танкистам пришлось наваривать стальные «шпоры». А бортовые экраны превращали эксплуатацию танка в кромешный ад – между экраном и гусеницами набивалась грязь и снег, превращая танк в обездвиженный стальной гроб. 

Часть проблем удалось решить, разработав новые инструкции по эксплуатации танка. Вскоре на одном из заводов Наркомата боеприпасов была развернута линия производства 40 мм осколочных снарядов (по аналогии с технологическим процессом 37 мм боеприпасов). Были планы по переоснащению «Матильд» советской 76 мм пушкой Ф-34. Однако, весной 1943 года Советский Союз окончательно отказался принимать танки этого типа, но единичные «Матильды» все еще встречались на советско-германском фронте вплоть до середины 1944 г.


Главным преимуществом танков «Матильда» было то, что они прибыли очень вовремя. В начальный период Великой Отечественной войны ТТХ «Матильд» вполне соответствовали характеристикам танков Вермахта, что позволяло использовать британскую бронетехнику в контрнаступлении под Москвой, Ржевской операции, на Западном, Юго-Западном, Калининском, Брянском фронтах:

…танки МК.II в боях показали себя с положительной стороны. Каждый экипаж за день боя расходовал до 200–250 снарядов и по 1–1,5 боекомплекта патронов. Каждый танк отработал по 550–600 моточасов вместо положенных 220. Броня танков показала исключительную стойкость. У отдельных машин имелось 17–19 попаданий снарядами калибра 50 мм и ни одного случая пробития лобовой брони».

Лучший в своем классе

Пехотный танк «Валентайн» Mk.III
Боевая масса 16 тонн, Экипаж 3 чел.
Бронирование: лоб корпуса 60 мм, борт корпуса 30…60 мм.
Вооружение: 40 мм противотанковая пушка, пулемет BESA.
Скорость по шоссе 25 км/ч.

Одним из важнейших качеств клепаного бронекорпуса танка «Валентайн» была особое расположение заклепок – история знает множество случаев, когда попадание снаряда или пули в заклепку приводило к тяжелым последствиям: заклепка отлетала внутрь корпуса и безжалостно калечила экипаж. На «Валентайне» этой проблемы не возникало. Просто удивительно, как конструкторам удалось установить на такой маленький танк столь мощное и качественное бронированием. (Впрочем, понятно как – за счет тесного боевого отделения).

По защищенности «Валентайн» многократно превосходил всех своих однокашников – советские БТ-7, или стоящие на вооружении Вермахта чешские Pz.Kpfw 38(t), имели лишь противопульное бронирование. Встреча «Валентайна» с более современным PzKpfw III тоже не сулила ничего хорошего немецкому экипажу – британский танк имел неплохие шансы уничтожить «тройку», при этом саму остаться невредимым.
Прямым аналогом танка «Валентайн» вероятнее всего был советский легкий танк Т-70, превосходивший «британца» по скорости, но уступавший тому по защищенности и не имевший штатной радиостанции. 

Советские танкисты отмечали такой недостаток «Валентайна», как отвратительный обзор из у механика-водителя. На Т-34 на марше, мехвод мог открыть свой люк в лобовом бронелисте и кардинально улучшить обзор – на «Валлентайне» такой возможности не было, приходилось довольствоваться узкой и неудобной смотровой щелью. Кстати, советские танкисты никогда не жаловались на тесное боевое отделение британского танка, т.к. на Т-34 оно было еще теснее.

В ноябре 1943 года 139-й танковый полк 5-го механизированного корпуса 5-й армии провел успешную операцию по освобождению населенного пункта Девичье Поле. В полку насчитывалось 20 танков Т-34 и 18 «Валентайн». 20 ноября 1943 года во взаимодействии с 56-м гвардейским танковым полком прорыва, и пехотой 110-й гвардейской стрелковой дивизии танки 139-го танкового полка пошли вперед. Атака велась на высоких скоростях (до 25 км/ч) с десантом автоматчиков на броне и с прицепленными к танкам противотанковыми орудиями. Всего в операции было задействовано 30 советских боевых машин. Противник не ожидал такого стремительного и массированного удара и не смог оказать эффективного сопротивления. После прорыва первой линии вражеской обороны пехота спешилась и, отцепив пушки, стала занимать позиции, готовясь к отражению возможной контратаки. За это время наши войска продвинулись на 20 км в глубину немецкой обороны, потеряв при этом один KB, один Т-34 и два «Валентайна».


"Валентайн" в Северной Африке


"Валентайн - Сталин" направляется в СССР


Мостоукладчик на базе "Валентайна"

Сухопутный крейсер

Пехотный танк «Черчилль» Mk IV
Боевая масса 38 тонн. Экипаж 5 человек.
Бронирование: лоб корпуса 102 мм, борт корпуса 76 мм.
Вооружение: две 40 мм пушки (!), два спаренных пулемета BESA.
Скорость по шоссе 25 км/ч.

Британская попытка создать тяжелый танк, подобный КВ. Увы, несмотря на все старания конструкторов, шедевра не получилось – «Черчилль» морально устарел еще до своего появления. Однако, были и положительные моменты – например, мощное бронирование (впоследствии было усилено до 150 мм!). Устаревшие 40 мм пушки часто заменялись на 57 мм или даже 76 мм орудия гаубичного типа.

Ввиду своей малочисленности, «Черчилли» не снискали особой славы на советско-германском фронте. Известно, что некоторые из них воевали на Курской дуге, причем «Черчилли» из состава 34-го отдельного гвардейского танкового полка прорыва первыми ворвались в Орел.

Лучше всех пошутил по поводу этой машины сам У. Черчилль: «У танка, носящего моё имя, больше недостатков, чем у меня самого».


Жители Киева приветствуют освободителей


Огнеметный танк "Черчилль-Крокодил". Именно эта модификация хранится в Кубинке.

The Universal Carrier

Легкий многоцелевой бронетранспортер. 
Боевая масса 4,5 тонны. Экипаж 1 чел. + 4 десантника.
Бронезащита: 7…10 мм катаной стальной брони
Скорость по шоссе 50 км/ч.

The Universal Carrier воевал по всему миру: от советско-германского фронта до Сахары и джунглей Индонезии. В СССР попали 2560 этих неказистых, но очень полезных машин. БТРы «Универсал» нашли применение в основном в разведывательных батальонах.




Советские разведчика на БТР "Универсал"

Факты и цифры взяты из книги М. Барятинского «Танки ленд-лиза в бою» и мемуаров Д. Лозы "Танкист на иномарке"







Немає коментарів:

Дописати коментар