пʼятниця, 21 травня 2010 р.

вівторок, 18 травня 2010 р.

Война в Родезии в искустве
























Читать далее....

Шорты как элемент полевой одежды в ВС Родезии

Вопросы ношения неуставной укороченной одежды (шорты, футболки, майки, кепи со срезанным флэпом) в качестве элемента полевой одежды ВС Родезии в период Войны в буше (1964-1979) по материалам иностранных СМИ и воспоминаниям ветеранов. (автор – НКВД)




Некторые, в том числе и я, задаются вопросом ношения шорт солдатами ВС Родезии в период Войны в буше. Свидетельств тому немало, на фотографиях того периода многие солдаты носят шорты вместо камуфлированных штанов Роди-камо, одевают майки вместо камуфлированных рубашек и буш-джекетов, срезают задний сворачивающийся солнцезащитный флэп на кико-хете (кепи), да и сами цвета шорт и маек разнообразны, от оливы до синего.





Любой человек, имеющие хотя бы поверхностное представление об африканском буше (вид местности), особенностях местного климата, задается вопросом – насколько оправдано ношение шорт войсками в условиях буша? Ветераны войн в Индокитае и любых других суб- и тропических регионах, знающие не понаслышке о кишащих насекомыми, пресмыкающимися, ядовитыми и просто колючими растениями джунглях, утверждают что лучшая одежда для буша – также штаны полного размера, но никак не шорты.



Разбор этого вопроса занял порядочное время, но ответы я все-таки нашел.

1. Ношение шортов – это вообще традиция многих колониальных армий (или армий с колониальным прошлым), в частности, армий британского Содружества. Шорты в качестве элемента полевой одежды колониальных армий массово использовались в войнах на африканском континенте. Фото компании в Северной Африке в период Второй мировой войны также это подтверждает, объединенные силы британской метрополии и колоний массово носят шорты на поле боя. В состав объединенных сил Великобритании на Североафриканском ТВД ВМВ входили и родезийские солдаты и части, в частности знаменитый родезийский C Squadron, SAS, ставший позже основой RhSAS.



Таким образом, первый аспект ношения шортов в качестве полевой одежды – исторически обусловленный.




2. Ношение шортов обусловлено и факторами формирования ВС Родезии в условиях разных периодов Войны в буше. Так, на начальном периоде войны (1964-1972), ВС Родезии (за исключением RAR (Родезийских африканских ружей) формировались, в основном, из представителей родезийской молодежи, романтически и патриотично настроенной, мода того периода как раз диктовала ношение шортов молодежью. Это был своеобразный шаблон «родезийской лихости и боевого духа», шорты в нем были одним из элементов типажа бравого неустрашимого родезийца. Рекрутинговые плакаты того времени, где солдаты ВС Родезии часто носят шорты, являются так же пропагандой, создающей клише храброго родезийского солдата. В этот же период войны соответствию полевой одежды уставным требованиям уделялось меньшее внимание, с учетом вялотекущей фазы партизанских действий террористов, небольшим численным составом ВС Родезии (до 15 000 чел. максимум), большее внимание уделялось боевому духу солдат, в связи с чем делались некоторые «послабления». В последующий период военные действия становились все более интенсивными, молодые солдаты росли и превращались во взрослых дядек, имеющих больший опыт практической войны в буше, не только в процессе Fireforce-миссий (аэромобильные непродолжительные миссии вертолетного десанта), но и более масштабных и продолжительных операций, в которых шорты уже не были удобной одеждой. Кроме родезийских солдат учились воевать и террористы, в частности, захват в плен большого числа террористов в 1976-1977 гг и их последующие допросы выявили факт того, что террористам стало очень легко определять местонахождение белых родезийских солдат в шортах и футболках на поле боя (открытые белые части тела гораздо лучше видны на поле, чем черные), из-за чего армия Родезии начала нести большие потери. ВС Родезии сделали свои выводы – количество шортов на поле стало резко сокращаться, а открытые участки тела, особенно у белых солдат, тщательно камуфлироваться, общим приказом 1976-77 гг вводилось обязательное камуфлирование открытых частей тела и оружия (оружие также красилось в камуфлирующие цвета).




Кроме того, стоит отметить то, что солдатам ВС Родезии, которым приходлось камуфлировать открытые части тела при ношении шортов и маек, потом очень долго и муторно приходилось смывать этот боевой камуфляж. Для этого не всегда были необходимые условия (например, вода и время), поэтому предпочтение на последнем этапе войны все более многими солдатами стало отдаваться штанам, а не шортам.



Второй аспект обусловлен фактором ношения шортов в качестве атрибута типичного молодого родезийца-солдата, влиянием моды и настроений того времени.






3. Шорты как элемент боевой одежды носились не всеми частями ВС Родезии. Например, операторы RhSAS (САС) всегда носили полную камуфлированную форму, что было обусловлено спецификой их работы, зачастую связанной с десантированием парашютным способом и скрытностью выполнения специфических заданий командования, в частности, по задержанию и ликвидации лидеров террористов за пределами Родезии, шорты здесь демаксирующий типично родезийский признак и неудобный для такого рода заданий элемент униформы. Также практически не носили шорты Скауты Грея (конная часть ВС Родезии), в силу того что шорты – не самая удачная одежда для езды на лошади.




Мнение о том, что шорты являлись чуть ли не «уставной» формой для Скаутов Селуса также ошибочно, так как Скауты Селуса в силу своих задач (псевдотеррористы), носили больше одежду своего противника, а наиболее распространенной одеждой террористов были простые джинсы, шорты черным населением Африки практически не носились. В силу этой же причины шорты практически не носились RAR (Родезийские африканские ружья). Наиболее часты факты ношения шорт силами Fireforce во время краткосрочных вертолетных десантно-штурмовых миссий, например, RLI (Родезийская легкая пехота).




Данный факт обусловлен тем, что шорты являются основной одеждой для баз (лагерей) Родезийских ВС, в качестве PT (Phisical Training) – одежды, вне строя, Fireforce-силы находились в режиме постоянной боевой готовности к вылету на своих базах, а бойцы Fireforce на базе носили в основном шорты, для того чтобы не терять времени на переодевание, летели на миссии зачастую именно в том что на них было.



Третий аспект ношения шортов – это специфика несения службы отдельными частями ВС Родезии.



Таким образом, ношение шортов в качестве элемента боевой одежды ВС Родезии не обусловлено преимуществом шортов перед штанами на поле боя, в условиях же длительного пребывания в буше штаны имеют неоспоримые технические преимущества.



В заключение стоит отметить, что ВС Родезии построены фактически на уставах и положениях британской военной школы. Данные уставы ВС Родезии очень требовательны к соблюдению форменной одежды и внешнего вида. По данным уставам шорты являются специфической формой только для PT (занятий спортом), и то на базе, для выхода в город и парадов предусмотрена своя одежда, для боевых действий – другая, камуфлированная. Поэтому солдат ВС Родезии, вышедший за пределы своей базы в шортах в увольнение, очень сильно рисковал попасть на гауптвахту.



Спасибо за внимание. Готовится релиз статьи - "Униформа и снаряжение SADF - что есть что".

Читать далее....

субота, 10 квітня 2010 р.

Истребитель шестого поколения



В октябрьском номере журнала Air Force Magazine опубликована статься исполнительного редактора издания Джона А. Тирпака (John A. Tirpak ), который ознакомил читателей со своим видением технологий истребителя шестого поколения. Предлагаем вашему вниманию основные постулаты статьи.


Фото airforce-magazine.com



Автор задается вопросом – будет ли шестое поколение обладать принципиально новыми технологиями или ограничится совершенствованием существующих машин? Когда появится шестое поколение? Какими истребителями будут обладать ВВС соперничающих держав?

Исследования концепции F-22 началось с 1980 года, когда истребители F-15 в массовом количестве поступали на вооружение. Потребовалось 20 лет, чтобы самолет пятого поколения стал реальностью. Лидеры авиационной индустрии США полагают, что шестое поколение истребителей может появиться через 20 лет, то есть к 2020 году. Но новое поколение может появиться и позже.

Министр обороны США Роберт Гейтс (Robert Gates) полагает, что истребители пятого поколения могут появиться в России в 2016 году, и через четыре года в Китае. Если предположить, что Китай и Россия начнут строительство этих самолетов достаточно активно, то существующего парка F-22 может быть недостаточно.

Впрочем, один высокопоставленный представитель американской аэрокосмической индустрии на условиях анонимности заявил, что истребитель шестого поколения, разрабатываемый в рамках «черной» (секретной) программы, почти создан. Это мнение подтвердилось в ходе бесед с представителями компаний Boeing, Lockheed Martin и Northrop Grumman. Возможности истребителей шестого поколения граничат с научной фантастикой.


Рисунок истребителя с оружием направленной энергии - Northrop Grumman airforce-magazine.com



Истребитель сможет управлять своей формой в полете (morfing), чтобы оптимизировать форму планера со скоростью полета. Самолет будет оснащен оружием направленной энергии, а именно боевыми лазерами, а также микроволновым оружием для самообороны и нападения.

Перспективные материалы и успехи в электронике позволят превратить самолет в единый большой встроенный датчик. РЛС в носовой части будет упразднен. Кроме того, успехи в разработке беспилотных технологий позволят за 20 и менее лет создать непилотируемый истребитель. Но сегодня неясно, как нужно будет использовать БЛА-истребители – на основе единой многоцелевой платформы или необходимо будет разработать специализированные машины для решения разных задач.

Вице-президент и генеральный менеджер перспективных программ Northrop Grumman Пол К. Мейер (Paul K. Meyer) говорит, что «на следующем поколении истребителей все большее количество команд и объем обработки информации будет происходить без участия человека». Будет разработана долгожданная система автоматического распознавания цели.

Встроенные датчики и микроэлектроника будут размещаться там, где это сегодня невозможно из-за высоких температур или кривизны поверхности планера, говорит Мейер.

Традиционная электроника уступит место фотонике, говорит президент отдела перспективных систем Boeing Дэррил В. Дэвис (Darryl W. Davis). По его мнению, резко сократится протяженность кабелей и проводов на борту самолета, все они будут синтезированы в мультиплексную волоконно-оптическую систему, работающей на различных длинах волн. Волоконная оптика обретет большую устойчивость к помехам, и будет успешно противостоять кибер-атакам.

Оснащение истребителя оружием направленной энергии, то есть оружием, поражающим цель со скоростью света, может свести на нет все усилия по достижению сверхманевренности, которых мы видим сегодня. Никакой высокоэнергетический маневр не способен спасти самолет от поражения таким оружием. По словам Мейера, такое оружие будет создано в течение ближайших 20 лет. Самолет шестого поколения, возможно, кроме основной силовой установки, будет оснащен вспомогательными двигателями для выработки энергии для оружия этого типа.


Рисунок Boeing airforce-magazine.com



Что касается достижения истребителем гиперзвуковых скоростей полета (в 5 раз превышающую скорость звука), лидеры авиаиндустрии смотрят на такую перспективу скептически. Хотя были сделаны определенные достижения в области гиперзвуковых технологий, сегодня такая скорость доступна менее 15 минут. Гиперзвуковая скорость повлечет за собой создание новых дорогостоящих материалов, датчиков, оружия, конструкционных люков и отсеков вооружения, говорит Мейер.

Дэвис говорит, что гиперзвуковые технологии начнут проявляться в шестом поколении, но не на самолете, а на его кинетическом оружии. Впрочем, такая скорость будет применяться не только на оружии, но и «в высокоскоростных разведывательных платформах для проведения миссий в короткое время». Изучение аэродинамики гиперзвуковых скоростей потребует еще годы исследований. Такая скорость должна сочетаться с технологиями двигателей с изменяемым циклом работы.

Истребитель шестого поколения, как и самолеты других поколений, тоже нужно будет обслуживать. При разработке перспективного самолета издержки жизненного цикла будут иметь решающее значение, и их необходимо будет минимизировать. С этой целью Lockheed Martin разрабатывает новые композитные материалы, в которых резко сокращены детали крепежа, создается менее дорогостоящий обслуживающий инструмент. Эти работы уже ведутся в рамках создания перспективных транспортных самолетов.

Дэвис также придерживается мнения, что не аэрокосмическая индустрия, а ВВС и ВМС США должны думать и решать, когда им понадобится истребитель шестого поколения. Если у иностранных государств истребители пятого поколения начнут появляться в больших количествах, то нужно будет думать над тем, как усовершенствовать машины пятого поколения, например, оснастить существующие самолеты оружием направленной энергии, что позволит США и дальше сохранить технологическое превосходство.

По материалам сайта http://republic.com.ua/hitech.php?id_show=14423

Читать далее....

понеділок, 5 квітня 2010 р.

Разработка ПТУР UMTAS для ударного вертолета Т-129



Турецкая фирма Рокетсан представила информацию о новой противотанковой управляемой ракете (ПТУР) воздушного пуска, разрабатываемой как основное вооружение легкого ударного вертолета Т-129.

Вертолет Т-129 фирм Агуста Уэстлэнд и Тусас Аэроспейс Индастриз был выбран в марте 2007 г. для программы ударного/разведывательного вертолета армии Турции.

ПТУР UMTAS – основное вооружение ударного вертолета Т-129.

В конце 2005 г. фирма Рокетсан получила подряд стоимостью 38 млн долл. на разработку ПТУР, известной в настоящее время как UMTAS (Uzun Menzilli Tanksavar Sistemi – "противотанковая система большой дальности"). Этот первоначальный контракт охватывал этап работы над концепцией, который уже завершен, и исследование большого ряда подсистем, включая силовую установку ракеты, систему наведения и БЧ.

В программе UMTAS принимает участие также ряд других оборонных подрядчиков Турции, включая фирмы Аселсан (электронное оборудование) и МКЕК (БЧ).

Основные характеристики ПТУР UMTAS:

Размеры, м:
- длина - 1,75
- диаметр - 0,16;
Масса стартовая, кг - 35;
Дальность пуска, км - 8.
Фирма Рокетсан подтвердила, что ПТУР UMTAS оснащается тепловизионной ГСН, устанавливаемой в носовой части, с возможностью захвата цели перед пуском или захвата цели после пуска. На ракете устанавливается БЧ тандемного типа, с фугасным противотанковым зарядом НЕАТ; она предназначается для поражения бронированных целей с реактивной броней. Изучаются также другие виды БЧ, включая осколочно-фугасный вариант, оптимизированный для бункеров и других типов целей. Каждый вертолет Т-129, как ожидается, должен быть оснащен двумя контейнерами с четырьмя ПТУР UMTAS, которые будут устанавливаться на крыльях малого удлинения и сужения. В число других вариантов вооружения входят контейнеры с неуправляемыми авиационными ракетами (НАР) калибра 70 мм.

За первым этапом работ по программе UMTAS последует контракт на разработку в полном объеме и затем производство; здесь предполагается обеспечить согласование с датой принятия на вооружение вертолета Т-129.

Читать далее....

понеділок, 1 березня 2010 р.

Двигатель АИ-9500Ф


ГП "Ивченко-Прогресс" (Украина, Запорожье) на выставке Aero India 2009 обнародовало информацию о возможности разработки турбореактивного двухконтурного двигателя с форсажной камерой (ТРДДФ) АИ-9500Ф.


Согласно информации разработчика, двигатель предназначен для использования в составе силовых установок тактических самолетов. Конструкция двигателя базируется на технических решениях двигателей АИ-222-25 и Д-27.

На взлетном режиме в условиях МСА АИ-9500Ф должен иметь тягу 9500 кгс (это значение сохранится до температуры наружного воздуха +30 град. С) и удельный расход топлива 1,8 кг/кгс-ч при расходе воздуха 88 кг/с. На полном форсаже тяга должна составить 10900 кгс, а в "особый период" эксплуатации - 11500 кгс. Крейсерская тяга на высоте 11000 м при числе М=0,8 должна составить 1200 кгс, при этом удельных расход топлива будет равен 0,93 кг/кгс-ч.

Двигатель АИ-9500Ф вполне может составить конкуренцию европейскому Eurojet EJ200 и американскому General Electric F414. Но, видимо, при том условии, что Индия пожелает участвовать в разработке этого мотора практически "с нуля". Если речь пойдет о покупке готовых двигателей, то у западных конкурентов шансов больше, поскольку эти двигатели уже существуют и доказали свою работоспособность.

В самом начале работ по программе легкого боевого самолета LCA (Light Combat Aircraft) первый опытный образец решили оснащать американским двигателем F404-GE-F2J3 компании General Electric. Одновременно, в 1986 г. в Индии стартовала программа создания собственного ТРДДФ в классе тяги 9000 кгс. Разработку нового двигателя вело Управление GTRE (Gas Turbine Research Establishment), двигатель получил обозначение GTX-35VS и имя собственное Kaveri. Предполагалось, что на всех серийных самолетах будет устанавливаться именно этот мотор.

Однако из-за возникших технических трудностей программа двигалась медленно. В середине 2004 г. Kaveri "опозорился" во время высотных испытаний на летающей лаборатории Ил-76, которые проходили в России. Последние надежды установить его на первые серийные машины погасли. В итоге, агентство ADA разослало иностранным компаниям предложения о совместной доводке ТРДДФ Kaveri. В феврале 2006 г. ADA заключило договор с французской компанией Snecma на оказание технической помощи в решении возникших проблем. Появилась надежда, что двигатель удастся довести к 2009-2010 гг.

В 2003 г. ADA приняло решение об установке двигателей F404-GE-IN20 на восемь предсерийный самолетов Tejas. В результате в феврале 2004 г. компания General Electric получила контракт стоимостью $105 млн на разработку и производство 17 двигателей F404-GE-IN20. Поставка их началась в 2006 г. В феврале 2007 г. корпорация HAL заказала еще 24 таких мотора для оснащения первой эскадрильи серийных самолетов Tejas ВВС Индии.

В сентябре 2008 г. стало окончательно ясно, что Kaveri не будет готов для установки на серийные самолеты Tejas. Снова встал вопрос о выборе двигателя. Одновременно стало известно, что ADA планирует выдать запрос на разработку более мощного двигателя с тягой 9500-10000 кгс. Ответом на этот шаг и стало активное рекламирование на выставке Aero India 2009 двигателей этого класса.

Читать далее....

понеділок, 4 січня 2010 р.

EOTS – новая электронно-оптическая система наведения F-35 Lightning II





Система наведения EOTS (Electro-Optical Targeting System), разрабатываемая и используемая одновременно с системой идентификации EO DAS (Electro-Optical Distributed Aperture System), представляет собой встраиваемую, легкую и эффективную систему с высокочувствительными электронно-оптическими датчиками.



Эта система предназначена для обнаружения и идентификации цели, точного наведения на цель ракет класса воздух-земля и воздух-воздух. Разработкой систем EO DAS и EOTS занимаются группы Northrop-Grumman Electronic Systems и Lockheed-Martin Missiles and Fire Control, являющиеся подразделениями ведущих американских военных компаний Northrop-Grumman и Lockheed-Martin. Первоначально система EOTS создается для установки на истребители F-35 Joint Strike Fighter (JSF).



Многофункциональный оптоэлектронный датчик, используемый в системе EOTS, создан на базе проверенной и доказавшей свою эффективность технологии Sniper XR. Приемная часть датчика устанавливается внизу носовой части истребителя F-35 и закрывается сверху сапфировым стеклом. Компьютер системы EOTS связан с центральным бортовым компьютером истребителя быстродействующим оптоволоконным интерфейсом, структура программного обеспечения системы разработана таким образом, что позволяет беспрепятственную и полную интеграцию системы EOTS в общую информационную систему истребителя F-35.



В состав системы EOTS входит среднедиапазонный инфракрасный сенсор, который представляет собой тепловизор третьего поколения, лазер и CCD-камера. Такой комплекс обеспечивает обнаружение и четкую идентификацию целей на больших, безопасных для истребителя расстояниях. Так же с помощью системы EOTS можно выполнять фото и видео съемку с большим разрешением, автоматическое слежение за целью, поиск в инфракрасном диапазоне, лазерную подсветку цели, измерение дальности с помощью лазера, и отслеживание лазерных меток, поставленных другими системами слежения и наведения.



В дальнейшем компании, занимающиеся разработкой системы EOTS, планируют еще значительно расширить ее функциональность.



Читать далее....