Направления и динамика развития стратегических ядерных сил Китая в XXI веке являются одним из самых интригующих и загадочных для военных специалистов всего мира. Тот факт, что Китай является де-факто социалистической державой и в этой стране приняты почти те же стандарты секретности в военной сфере, что и в СССР, является серьезной проблемой для анализа военного потенциала и векторов развития вооруженных сил и вооружений Китая.
Не будем освещать сорокалетний путь развития ядерного арсенала Китая, и сразу перейдем к тем типам вооружений, которые будут определять стратегический потенциал Поднебесной на период до 2040 года. Речь идет о разработке МБР DF-31 («Дун Фэн-31», или в переводе «Ветер с Востока», западное обозначение CSS-9) и ее морском варианте – БРПЛ JL-2 («Джу Лан-2», или «Большая волна», западное обозначение CSS-NX-10).
DF-31 является огромным прорывом в ядерных вооружениях Китая. Ее разработка началась в середине 80-х годов, предназначена для замены уже устаревших к тому времени первых китайских МБР DF-4 (СSS-3). Работы велись в стенах 4-й Авиакосмической Академии (ARMT) совместно с НИИ 2-го артиллерийского корпуса (последняя является чем-то вроде российских РВСН и включает в себя все наземные стратегические и оперативно-тактические ракеты). С самого начала перед китайскими инженерами ставилась задача обеспечить мобильный пуск ракеты с грунтовых подвижных комплексов наподобие российских МБР «Тополь».
Основная трудность, с которой столкнулись китайцы, является разработка твердых смесевых ракетных топлив (кстати говоря, такие же трудности в свое время испытывал и Советский Союз). По этой причине первый пуск ракеты, намеченный в начале 90-х годов, многократно откладывался. Только со второй половины 90-х наметился определенный прогресс (в 1995 году было проведено первое полигонное испытание, результаты неизвестны), и государственное информационное агентство Циньхуа 2 августа 1999 года известил мир об успешном испытании новой китайской МБР. Пуск был произведен из ракетного испытательного полигона в провинции Шанхай в район провинции Хиньян. В январе 2001 года было проведено третье летное испытание.
В лучших советских традициях китайцы 1 октября 1999 года продемонстрировали новую ракету на военном параде в честь 50-й годовщины КНР. По центральной площади Пекина прошли три ракетовоза HY473 с ТПК, в которых предположительно находились новые ракеты. По всей вероятности, это были пусковые установки предварительного типа. Они представляют собой стандартный 4-осный грузовик с полуприцепом с 8 осями и больше похожи не на боевые ПУ, а на транспортно-заряжающие машины. Совершенно очевидно, что по сравнению с российскими ПУ МБР «Тополь» эти машины обладают весьма ограниченной вездеходностью, и не могут быть признаны как полноценные боевые системы.
Несколько лет назад западные военные разведки обнаружили в Китае 6-осное белорусское шасси повышенной проходимости МЗКТ-7916 (МАЗ-547В), которое в свое время было основой мобильной ПУ ракеты средней дальности РСД-10 «Пионер» (западное обозначение SS-20). Как известно, БРСД как класс стратегического ракетного оружия был ликвидирован в 1990 году по заключенному между СССР и США в 1987 году Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Считается, что шасси МЗКТ-7916 прибыли в Китай в количестве шести единиц и что даже готовится их серийное производство, но достоверной информации на этот случай нет.
Была информация, что Китай прорабатывает возможность и железнодорожного базирования МБР DF-31, но эти данные вряд ли заслуживают повышенного внимания.
ТТХ DF-31 являются одной из важных военных тайн Китая. Считается, что это трехступенчатая твердотопливная ракеты длиной 13 м, диаметром 2,25 м и стартовой массой 42 т. МБР оснащена инерциальной системой наведения с астронавигацией. Точность стрельбы (КВО – вероятное круговое отклонение) составляет, по разным оценкам, от 100 м до 1 км, но большинством специалистов принимается как 300 м, что является достаточно высоким показателем. МБР может быть оснащена моноблочной ядерной боеголовкой мощностью до 1 Мт, или тремя боеголовками индивидуального наведения мощностью по 20-150 кт. По своей забрасываемой массе эта ракета практически аналогична российской МБР «Тополь» и «Тополь-М» (предположительно 1,2 т). Считается, что в режиме мобильного грунтового базирования DF-31 может быть запущена в течение 15-30 минут (выход из гаража, доезд до стартовой позиции, поднятие ТПК в вертикальное положение и старт МБР). Вероятно, китайцы применили в этой ракете т.н. холодный (минометный) старт, как на ТПУ МБР серии «Тополь» (запуск ракеты на высоту 30 м посредством парогенератора давления и последующее включение первой ступени МБР).
По сообщениям мировой прессы, разрабатывается и модернизированный вариант DF-31, получивший обозначение DF-41 (по советско-российской терминологии он бы, наверное, получил обозначение «Дун Фэн-31 УТТХ»). Основным требованием проводимой модернизации является увеличение дальности полета с 8000 км до 12000 км и создание для этой ракеты полноценной боевой мобильной платформы, аналогичной ПУ российских «Тополей». С созданием этой ракеты Китай будет способен обстреливать всю территорию США с мобильных ПУ МБР, которые станут основным контрсиловым аргументом Поднебесной в борьбе за лидерство в мире.
На базе технологии DF-31 ведется разработка БРПЛ второго поколения JL-2 (СSS-NX-30) для оснащения новых ПЛАРБ типа 094. Эта программа имеет название «Океанская китайская стена». Планируется строительство, по некоторым данным, от четырех до семи новых ПЛАРБ с БРПЛ межконтинентальной дальности. С появлением этих лодок ВМС Китая будут способны обстреливать территорию Америки со своих территориальных вод, не входя в зону действия противолодочных сил США и Японии.
Как известно, в настоящее время в китайских ВМС числится одна ПЛАРБ пр. 092 «Ся». При разработке и строительстве этой лодки Китай столкнулся с огромными техническими и технологическими проблемами и не смог организовать даже мелкосерийное строительство атомных субмарин этого типа. Подобное не наблюдалось ни в США, так и в СССР, Франции и Великобритании на заре строительства их подводного стратегического флота. ПЛАРБ «Ся» оснащена 12 жидкостными БРПЛ типа JL-1 с дальностью пуска примерно 1700 км, которые вооружены моноблочной ядерной боеголовкой мощностью порядка 1-2 Мт. ТТХ этой БРПЛ признаны как абсолютно устаревшие. По данным американской военно-морской разведки, эта ПЛАРБ не произвела ни одного полноценного боевого патрулирования.
Вероятно, Китай прав, не пытаясь строить эти морально устаревшие лодки и ракеты. Основной упор сделан на лодки нового поколения пр. 094 и БРПЛ JL-2. Эти ПЛАРБ будут способны нести по 16 ракет этого типа с дальностью стрельбы 7500-8000 км, возможно, они будут оснащены РГЧ с тремя ядерными боеголовками индивидуального наведения. Несомненно, технический и технологический потенциал новых лодок и их оружия будет на порядок превосходить то, что было у китайцев до сего времени.
Здесь мы и подходим к основной мысли данной статьи. Почему китайцы пошли по пути русских, взяв наземную мобильную ракету как базу для создания морской стратегической системы?
В западной прессе было много статей с вопросами, почему Китай так медленно наращивает свой стратегический арсенал. Это наблюдается и в виде чрезвычайно пассивного проведения цикла летных испытаний МБР DF-31. Известно, что Китай, имея на вооружении примерно 20 «скальных» и «пещерных» МБР типа DF-5, способных обстреливать всю территорию США, тем не менее, держит их ядерные заряды отдельно от ракет, таким образом демонстрируя США свое миролюбие и «отсутствие планов» по глобальному противоборству с заокеанской сверхдержавой. Это напоминает тигра, который, обнаружив противника, признает его превосходство, запрокидывая голову набок и, обнажая шею в направлении его клыков, показывает полное подчинение.
Но это всего лишь китайская уловка. Достаточно сказать, насколько оперативно официальные власти страны спешат опровергнуть любые «доклады ЦРУ» о наращивании или модернизации стратегического арсенала Китая. С чего бы?
Вероятно, Китай ждет полного успеха в разработке МБР DF-31/DF-41 и БРПЛ JL-2, причем делает это чрезвычайно мягко и осторожно. Затем, особенно в период принятия силового решения по Тайваню, Китай резко активизирует свои усилия в данном направлении – направлении серийного производства и массированного развертывания стратегических систем. Учитывая огромный экономический потенциал Китая, это будет несложно сделать. Азиатский тигр перестанет испуганно обнажать шею американскому гризли и русскому медведю, и мощно рыкнет на любого противника. Ведь у него уже будут две мощные дубины – МБР DF-31/DF-41 и БРПЛ JL-2, которые по своим ТТХ станут сопоставимы с американскими и русскими системами оружия
Леонид Николаев.
10 января 2007 года
Немає коментарів:
Дописати коментар