четвер, 11 липня 2013 р.

Базовая авиация в Фолклендской войне



Фраза «черный олень» на русском языке звучит забавно и оскорбительно. В английском языке Black Buck тоже не значит ничего хорошего – так англосаксы презрительно звали южноамериканских индейцев в бытность эпохи колониализма.

К концу ХХ века колониальное прошлое Британии развеялось, словно дым - от некогда могучей Империи сохранились лишь считанные клочки заморских территорий, среди которых – затерянные на краю Земли, холодные и болотистые Фолкленские острова. Но и те были едва не потеряны весной 1982 года, когда высадившийся на Фолклендах аргентинский десант объявил архипелаг собственностью Аргентины, вернув территориям их «исконное» название – Мальвинские острова.

Для возращения утраченных территорий и восстановления пошатнувшегося статуса «владычицы морей», Британия срочно направила в Южную Атлантику эскадру из более чем 80 боевых кораблей и судов обеспечения, одновременно была расширена орбитальная группировка - для координации боевых действий в другом полушарии потребовались новые спутники связи. Ввиду чрезвычайной удаленности театра военных действий – более 12 000 км от берегов Европы – особое значение приобрела «перевалочная база» на о. Вознесения. Здесь был организован тыловой заправочный пункт британской эскадры, отсюда же действовала базовая морская авиация флота Её Величества. Несмотря на колоссальные расстояния и устаревшую авиатехнику, британцы смогли организовать работу базовой патрульной авиации для освящения обстановки в Южной Атлантике, а с 1 мая 1982 года начался цикл захватывающих операций под кодовым именем «Черный олень» - рейды дальней бомбардировочной авиации Королевских ВВС.


6300 километров в каждую сторону. Десятки воздушных дозаправок. Ночь. Режим полного радиомолчания. Техника ни к черту – самолеты 1950…1960-х годов доставляли множество проблем: постоянно барахлила авионика, разгерметизировались кабины, обрывались заправочные шланги и конусы. А вокруг на тысячи миль – бесконечная водная гладь.

Что ждет их впереди? Риск от встречи с аргентинскими «Миражами»? Или «дружеский огонь» с кораблей Её Величества? Кто-нибудь из командования озаботился о том, чтобы предупредить эскадру о появлении в воздухе британских бомбардировщиков?

Не исключено, что судьба преподнесет пилотам другие интересные сюрпризы, ведь Фолклендская война, в плане организации, напоминала пожар в борделе – скверная координация и халатность, гениальный экспромт, откровенно идиотские решения и нередкие случаи «френдли файра» - все это регулярно отмечалось с обеих сторон и подчас приводило к совершенно комическим ситуациям.

Сей рассказ не ставит перед собой задачу освещения всех удивительных событий, произошедших в Южной Атлантике. Мы не станем насмехаться над отключенными радарами британских кораблей и невзрывающимися бомбах ВВС Аргентины. Нет! Это будет всего лишь парабола о подвигах базовой авиации, и её роли в Фолклендской войне – тема, о которой нечасто говорят вслух и которую обычно забывают учесть в работах, посвященных англо-аргентинскому конфликту 1982 года.


Остров Вознесения
Остров Вознесения. В юго-западной части видна ВПП авиабазы Уайдэуэйк

Крошечный клочок суши в экваториальной части океана, который не найти на обычных картах. Да и смотреть там особо нечего - несколько поселков, британский гарнизон, причал и американская авиабаза «Уайдэуэйк».
Остров Вознесения (Ascension island), известный, как часть британского заморского владения Остров Святой Елены, в разное время служил базой для идущих в Южное полушарие кораблей Её Величества; в начале ХХ века использовался как центр ретрансляции, в годы Второй мировой превратился в важный транспортный узел – через него шел непрерывный поток военных грузов из США на Африканский континент. В настоящее время здесь расположена авиабаза ВВС США, мощный коммуникационный комплекс и одна из пяти корректирующих станций системы космической навигации GPS.

В 1982 году остров сыграл немаловажную роль в Фолклендской войне – ВВС США предоставили британцам свою авиабазу*, а гавани острова Вознесения превратились в оживленный порт - здесь была организована стоянка, заправочная база и пункт пополнения запасов провизии и пресной воды для кораблей британских экспедиционных сил.


*Американская помощь ограничилась предоставленной авиабазой на о. Вознесения и доставкой 60 000 тонн корабельного топлива для нужд флота Её Величества. Также, весьма вероятна информационная поддержка и предоставление данных со спутников Naval Ocean Surveillance System (также известной, как система морской космической разведки White Cloud).

Британцы явно надеялись на большее – нападение на страну блока НАТО обязывает остальные страны блока выступить «единым фронтом» против агрессора (Статья 5 Североатлантического договора). Увы, общая нелогичность той войны и чрезвычайная удаленность Фолклендов, привели к тому, что «владычице морей» пришлось отдуваться самостоятельно.

Морские гончие
Уже 6 апреля 1982 года, за три недели до начала активных боевых действий, на авиабазе «Уайдэуэйк» приземлились два самолета базовой патрульной авиации «Нимрод» MR1. Британцы ознакомились с будущим театром военных действий и организовали регулярное патрулирование океана – два вылета в неделю по замкнутому маршруту радиусом 750 миль с целью контроля за перемещением кораблей в Центральной и Южной Атлантике.

12 апреля на остров Вознесения прибыли три новые британские машины – «Нимроды» в модификации MR2, следом прилетело 20 воздушных танкеров «Виктор» К.2 и группа истребителей «Фантом» FGR.2 для обеспечения противовоздушной обороны тыловой базы флота. Также, авиабаза «Уайдэуэйк» служила «аэродромом подскока» для самолетов СВВП «Харриер», не успевших занять места на палубах авианосцев «Инвинсибл» и «Гермес», и добиравшихся в Южную Атлантику «своим ходом».

Nimrod R1, 2011 год. Последние полеты


Появление в составе авиационной группировки самолетов-заправщиков позволило «Нимродам» начать дальние 19-часовые рейды к Фолклендам и Южной Георгии. Самолеты вели освещение надводной и ледовой обстановки в зоне боевых действий, тщательно «ощупывая» бескрайнее водное пространство лучами РЛС Searchwater. Словно призраки, «Нимроды» скользили вдоль побережья Аргентины, наблюдая за перемещения аргентинского флота; вели радиоперехват и поиск подводных лодок противника.

Заглушив для экономии топлива два из четырех двигателей, «Нимроды» по 5-6 часов «висели» над британской эскадрой, обеспечивая кораблям Её Величества дальнее радиолокационное обнаружение (напрасно британцы «жалуются» на отсутствие у экспедиционных сил палубных самолетов ДРЛО, подобных американскому Е-2 «Хоукай» – это функцию выполняли базовые «Нимроды», хотя и не всегда успешно, в силу своей главной специализации и относительной малочисленности).

На задание вылетали в полном «боевом обвесе» - шесть тонн боевой нагрузки позволяли взять на борт универсальный комплекс вооружений, включавший 1000-фн. «фугаски», кассетные авиабомбы и противолодочные торпеды «Стингрей». Противодействия со стороны аргентинской авиации опасались меньше всего – ввиду огромных размеров ТВД и относительной малочисленности задействованных сил, шансы столкнуться над океаном с боевыми самолетами ВВС Аргентины стремились к нулю.

И все же, однажды патрульный «Нимрод» засек радаром неопознанный летающий объект – сблизившись с целью, британцы увидели перед собой аргентинский Боинг-707 – ввиду своих удручающих финансовых возможностей, аргентинцы использовали для морской разведки обычные авиалайнеры. Самолеты покачали друг другу крыльями и разлетелись в разные стороны.

Сброс противолодочной торпеды "Стингрей"

Аргентинцам в тот раз действительно повезло – с 26 мая «Нимроды» оснастили ракетами класса «воздух-воздух». Разумеется, четыре «Сайдундера» на внешней подвеске не могли превратить «жирный» неповоротливый «Нимрод» в истребитель-перехватчик, но прибавляли летчикам немало уверенности: благодаря наличию на борту мощного радиоэлектронного комплекса, британский самолет мог заблаговременно обнаружить опасность и занять более выгодное положение. А четыре ракеты позволяли постоять за себя в ближнем бою.
Однако, применить оружие «Нимродам» так и не удалось – ни «Боинги», ни боевые самолеты ВВС Аргентины больше не появлялись на радарах морских разведчиков.

Всего за время Фолклендской кампании «Нимроды» с острова Вознесения выполнили около 150 боевых вылетов, каждый из которых сопровождался несколькими дозаправками в воздухе. Вся эпопея обошлась без единой потери.

Вопреки распространенному заблуждению о ключевой роли американской разведки, снабжавшей британский Генштаб спутниковыми снимками театра военных действий, основную роль в информационном обеспечении эскадры все-таки играли британские самолеты базовой морской авиации.

Черные олени
Пока «Нимроды» флота Её Величества только осваивались в новых условиях, британцы продолжали наращивать мощь своей авиационной группировки на острове Вознесения – в конце апреля на авиабазу «Уайдэуэйк» были переброшены пять стратегических бомбардировщиков «Вулкан» B.2, а также шесть дополнительных самолетов-заправщиков на базе «Вулканов».

Британский план был прост: «точечные» бомбовые удары по важнейшим объектам на Фолклендских островах, среди которых были выделены:

- аэропорт Порт-Стэнли, активно использующийся для доставки войск и подкреплений для гарнизона Фолклендских островов (бетонная ВПП длиной 1200 метров были опасно коротка для боевых «Даггеров» и «Миражей», но её длины хватало для приземления транспортных «Геркулесов»).

- аргентинские радиолокационные станции.



Первый боевой вылет в рамках операции «Черный олень» (Black Buck 1) состоялся 30 апреля 1982 года – в 22:53 по местному времени пара битком набитых бомбами «Вуканов» оторвалась от ВПП авиабазы «Уайдэуэйк» и, мягко покачиваясь в потоках атлантического ветра, взяла курс в открытый океан. Следом вихрем поднялись 10 танкеров, предназначенные для обеспечения дальнего боевого вылета.

Удивляться столь иррациональному количеству воздушных заправщиков не стоит – британцы использовали технику уровня 1950-х годов, в удручающем техническом состоянии и в условиях полного отсутствия опыта проведения подобных операций. Любой современный Ту-160 или B-1B повторит этот трюк всего с одной-двумя дозаправками. 

Следует понимать, что речь идет о самом дальнем боевом вылете в истории авиации – полет на Край Света, дальше только ледяной панцирь Антарктики. Рекорд Королевских ВВС был в побит в 1991 году – тогда янки, ради шутки, летали бомбить Ирак с континентальной части США, впрочем, это уже другая история.



Схема проведения дозаправок в ходе боевого вылета Black Buck 1

…Тем временем бомбовозы Её Величества набирали высоту. Натяжно гудели моторы, в бомбоотсеках тревожно поблескивала двадцать одна 454-кг фугасная бомба – британцы намеревались перекопать бетонную ВПП Порт-Стенли вдоль и поперек.

Увы, в планы британцев вмешалось усталостное разрушение конструкции ведущего «Вулкана» - набегающий поток воздуха выбил часть остекления кабины, дряхлый бомбардировщик развернулся и немедленно пошел на вынужденную. Выполнять задание отправился единственный «черный олень» с бортовым номером XM607 (позывной «Красный шесть») с экипажем в составе: командир флайт-лейтенант М.Визерс, второй пилот флаинг-офицер П.Тейлор, штурман флайт-л-т Г.Грэхэм, штурман-оператор флайт-л-т Р. Райт, оператор радиоэлектронных систем флайт-л-т Г.Прайор, бортинженер флайт-л-т Р.Рассел.

Первая дозаправка состоялась спустя 2 часа после взлета: бомбардировщик принял топливо от одного из «Викторов», еще четыре «Виктора» дозаправились от четырех других заправщиков, которые немедленно повернули на обратный курс. Последующие 2 часа самолеты по цепочке передавали друг другу драгоценное горючее, пока с «Вулканом» не остались лишь два танкера.



В ходе четвертой дозаправки свои коррективы снес грозовой фронт – из-за сильной турбулентности (а может из-за ветхого состояния) у одного из танкеров отвалился заправочный шланг. Пришлось осуществить внеплановую дозаправку от машины, с меньшим запасом горючего (танкер с бортовым номером XL189 должен был возвращаться на базу сразу после четвертой дозаправки, вместо этого ему пришлось сопровождать бомбардировщик дальше на Юг).

Последняя, пятая по счету, дозаправка состоялась в 600 км от побережья Фолклендов, после чего «Вулкан» остался в гордом одиночестве. Бомбардировщик снизился до высоты 90 метров и рванулся к захваченным островам над , избегая преждевременного обнаружения аргентинскими радарами. Когда до побережья оставалось менее 100 км, «Вулкан» резко взмыл вверх – набрав идеальную для бомбометания высоту 3000 метров, он прошел ровно над целью, окатив летное поле аэропорта Порт-Стэнли градом свободнопадающих бомб.

Аргентинские зенитки молчали, единственный включенный радар был задавлен шквалом радиоэлектронных помех – подвешенный под крылом «Вулкана» контейнер РЭБ Westinghouse AN/ALQ-101(V)-10 продемонстрировал неплохую эффективность.

Восточный край небосклона уже осветился утренней зарей, когда усталый «Вулкан» Королевских ВВС наконец лег на обратный курс. Набрав высоту 12 километров, самолет уносился прочь от проклятых островов; экипаж с ужасом перебирал в памяти все события минувшей ночи.

А впереди, на подлете к острову Вознесения разворачивалась целая трагедия – несчастный танкер XL189, отдавший все топливо идущему на задание бомбардировщику, теперь терпел бедствие над океаном. Положение осложнял режим строжайшего радиомолчания – XL189 не мог связаться с базой до тех пор, пока сброшенные «Вулканом» бомбы не упадут на цель. К счастью для британцев, с Фолклендов было вовремя получено подтверждение об успешно выполненном задании, и на помощь XL189 был немедленно выслан новый танкер. Британцы успели передать топливо до того, как XL189 едва не рухнул в океан с пустыми баками в 650 км от острова Вознесения.

Стратегический бомбовоз Avro Vulcan. Первый полет - 1952 год. Снят с вооружения в 1984 году

Что касается самого бомбардировщика, для его благополучного возвращения потребовались еще четыре танкера и самолет базовой морской авиации «Нимрод», корректировавший сближение «Вулкана» с группой заправщиков.

По аналогичному сценарию готовились еще шесть боевых вылетов (Black Buck 2 … 7) , два из которых сорвались по различным причинам (погода и тех. неисправность). Несмотря на несколько налетов в условиях полного отсутствия сопротивления, британцам так и не удалось серьезно повредить ВПП аэропорта Порт-Стенли – серии бомб вырывали кратеры на летном поле, но лишь одна или две бомбы задели саму полосу. Также, определенный вред был причинен постройкам, ангарам и диспетчерской вышке на территории аэропорта.

Аэрофотосъемка аэропорта Порт-Стэнли. Отчетливо видны цепочки кратеров от взрывов бомб

Тем не менее определенный эффект был достигнут: в припадке липкого страха, аргентинцы перевели часть своей авиации на защиту Буэнос-Айреса – руководство Аргентины всерьез опасалось возможных бомбардировок столицы. 

В ходе пятой и шестой по счету атак британцы применили американские противорадарные ракеты «Шрайк». Первый «блин» вышел комом – «Шрайк» бездарно промазал мимо цели и атакованный аргентинский радар AN/TPS-43 продолжал исправно работать вплоть до конца войны. Второе применение «Шрайков» прошло более успешно – Black Buck 6 смог уничтожить РЛС управления зенитной установки «Эрликон».

ПРР AGM-45 Shrike под крылом "Вулкана"

Однако, на обратном пути случилась авария – отвалилась штанга приема топлива и бомбардировщику не оставалось иного выбора, как следовать в нейтральную Бразилию. «Вулкан» с бортовым номером XM597 приземлился на последних каплях топлива и был интернирован до конца войны.

Несмотря на ряд громких аварий и устаревшую технику, эпопея с британскими заправщиками завершилась чрезвычайно удачно – «Вулканы», «Нимроды» и «Викторы» провели в совокупности более 600 воздушных дозаправок, из них технические проблемы были отмечены лишь в 6 случаях, и то, обошлось без каких-либо катастроф и человеческих жертв. Единственной «формальной потерей» стал интернированный борт XM597.

Handley Page Viсtor - заправщики на базе этого самолета действовали на Фоклендах.
Первый полет - 1952 год. Последние "Викторы" К.2 сняты с вооружения в 1993 году


Панорама авиабазы на о. Вознесения



Немає коментарів:

Дописати коментар