Одним из наиболее распространенных стереотипов о Великой Отечественной войне является расхожий миф о «неисчерпаемых людских ресурсах» Советского Союза. На первый взгляд, это если и не совсем верный факт, то нечто близкое к нему, ведь примерно 200-миллионному Советскому Союзу противостояла гитлеровская Германия, численность населения которой на 1939 год составляла 80,6 млн. То есть чисто теоретически руководство СССР могло поставить под ружье в 2,5 раза больше людей, чем главари Третьего рейха. Правда, в мемуарах немецких военачальников ни о каком превосходстве в 2,5 или хотя бы даже в 3 раза речи не идет. Если бы! Так, один из лучших полководцев Гитлера генерал-фельдмаршал Эрих фон Манштейн уверяет, что начиная с 1943 года Красная армия в семь (!) раз превосходила по численности германские войска если и не на всем Восточном фронте, то в районе действий вверенной ему группы армий «Юг» точно.
Однако, как это весьма часто происходит, в действительности все было совсем иначе. На самом деле в СССР за всю войну мобилизовали с учетом уже служивших к началу Великой Отечественной примерно 34,5 миллиона человек. Но тут необходимо сделать важнейшую оговорку. Мобилизованных направляли в армию, на флот, в вооруженные формирования других ведомств (например в войска и органы НКВД), на работу в различные отрасли промышленности. То есть далеко не все из этих 34,5 миллиона стали бойцами и командирами РККА и сражались на фронте. Так, только на укомплектование войск и органов НКВД, а также специальных формирований других ведомств были направлены свыше 1,1 млн военнослужащих. Еще более 3,6 млн человек переданы для работы в промышленности, местной противовоздушной обороне и подразделениях военизированной охраны.
ПОД РУЖЬЕМ В ВЕРМАХТЕ И СС
А теперь рассмотрим реальную обстановку в Германии. Всего в вермахт и войска СС с учетом уже служивших к началу войны призвали примерно 21 млн человек. Здесь тоже необходимо сделать очень важную оговорку. Такова была численность мобилизованных на территории Третьего рейха в границах 1939 года. Но дело в том, что к июню 1941-го Германия овладела весьма значительной частью Европы. Под пятой гитлеровских захватчиков оказались несколько европейских государств (в том числе Дания, Норвегия, Голландия, Бельгия, Польша и др.), а также половина Франции и Чехословакии.
Так вот в ходе войны германские власти не только практиковали почти поголовную мобилизацию немцев, проживавших на оккупированных территориях, то есть по сути граждан других стран (кстати, именно этим объясняется выселение граждан Советского Союза немецкого происхождения из западных районов СССР и из Закавказья в Среднюю Азию практически сразу же после начала войны, поскольку советское руководство не собиралось оставлять Гитлеру потенциальных солдат), но и весьма широко призывали для службы как в вермахт, так и в войска СС европейцев ненемецкого происхождения. Причем если в войсках СС ненемецкие солдаты сводились в особые «национальные» соединения типа «скандинавской» дивизии СС «Викинг», «французской» дивизии СС «Шарлемань», «венгерской» кавалерийской дивизии СС «Мария-Терезия», а также в «эстонские», «латвийские», «албанские», «галицийские», «итальянские», так называемые русские и прочие, то в вермахте поступали иначе. Негерманцев попросту включали в состав дивизий. Так было с поляками, французами, датчанами, чехами, голландцами.
Общее число европейцев ненемецкого происхождения, прошедших службу в вермахте и СС, можно оценить примерно в 2 млн человек. Да плюс к этому еще более миллиона бывших советских граждан, в том числе и тех, которые были призваны в РККА, попали в плен и оттуда уже пошли служить немцам. Это не только так называемые власовцы, но и всевозможные «легионеры», «хиви», «РОНА» и прочие. Итого только через вооруженные силы Германии прошли свыше 24 млн человек.
Разумеется, Гитлер не мог все эти миллионы военнослужащих задействовать против СССР. Как всем известно, Германия вела войну на нескольких фронтах, кроме того, огромные захваченные территории требовали наличия значительных оккупационных войск. В целом можно полагать, что примерно 5-6 млн военнослужащих вермахта и СС находились не на Восточном фронте. Кроме того, как сообщают германские источники, в ходе Второй мировой 2 млн человек были переданы из армии в промышленность. В это крайне трудно поверить, поскольку, во-первых, известен лишь один случай массовой демобилизации солдат из вермахта для направления их на предприятия, выпускавшие военную продукцию. В 1940 году после победы на Западе были расформированы 17 дивизий, а личный состав еще 18 отправили в долгосрочный отпуск. Военнослужащие этих соединений и трудились на заводах Третьего рейха. Но уже в ходе подготовки к нападению на СССР «временно демобилизованные» были призваны обратно в вермахт. В дальнейшем же происходило исключительно изъятие людей из промышленности, в том числе из военной, в действующую армию для восполнения потерь.
Во-вторых, начиная с 1944 года в вооруженные силы Третьего рейха начали забирать 16-17-летних юношей и 60-65-летних стариков, а также инвалидов да и вообще всех тех, кто до этого призыву не подлежал. Возможно ли, чтобы в этих условиях 2 млн здоровых германских мужиков отправились обратно с фронта на заводы? Но тем не менее отчасти согласимся с немцами и в дальнейшем будем учитывать, что, возможно, эти 2 млн человек действительно убыли из вермахта.
Но ведь и советское руководство не могло бросить на фронт всех мобилизованных в РККА военнослужащих. Огромные границы СССР, его обширная территория требовали прикрытия войсками. Так, только на Дальнем Востоке против миллионной японской Квантунской армии требовалось держать соответствующую по силе группировку, поскольку Токио являлся официальным союзником Берлина во Второй мировой войне. Ни в коем случае нельзя было оголять границы с Турцией: она хоть и сохраняла нейтралитет, но о симпатиях официальной Анкары к Третьему рейху хорошо знали в Москве. Значительные воинские контингенты пришлось оставить также в Средней Азии. Плюс к этому войска внутренних округов. В целом можно полагать, что до 5 млн советских военнослужащих в ходе Великой Отечественной не принимали участия в сражениях против вермахта и армий стран-сателлитов нацистской Германии.
Итого получаем следующее соотношение сил. Гитлер смог в ходе войны призвать в вооруженные силы Третьего рейха и направить на Восточный фронт примерно 17-19 млн солдат и офицеров. Тогда как руководство СССР в Великой Отечественной войне задействовало в боевых действиях немногим более 25 млн солдат и офицеров Красной армии.
ПОДСЧИТАЕМ ВСЕХ…
Но на этом наши подсчеты не заканчиваются. Дело в том, что в этой статистике со стороны СССР не учтены, во-первых, примерно 2 млн бойцов народного ополчения. Всего ополченцами стали примерно 4 млн человек, но два миллиона из них впоследствии передали в состав РККА и они уже были посчитаны ранее.
Во-вторых, вспомним о партизанах общей численностью примерно в один миллион человек. Но здесь необходимо иметь в виду, что очень значительную часть из них составляли красноармейцы и командиры РККА, оставшиеся по различным причинам на оккупированных территориях, которые к тому же после освобождения этих областей от захватчиков вновь вступали в ряды Красной армии, то есть и здесь надо делать поправку на двойной, а то и тройной учет одних и тех же военнослужащих.
Ну и, наконец, в-третьих, различные иностранные формирования, воевавшие на стороне СССР на советско-германском фронте. Это дивизии 1 и 2-й армий Войска Польского, чехословацкий корпус, а также французские летчики-истребители, другие добровольцы-антифашисты. Общая численность всех этих иностранных формирований составляла примерно полмиллиона человек. Правда, и тут необходимо учесть тот факт, что в ходе войны из состава РККА на укомплектование частей и соединений Войска Польского, а также чехословацких и румынских частей было передано 250 тысяч солдат и офицеров.
Следовательно, общее число бойцов, задействованных СССР против Гитлера, с поправкой на двойной учет, который, как мы уже видели, имел место быть, составляет примерно 28 миллионов.
Но вот со стороны Германии мы не подсчитали войска ее союзников и сателлитов. Так, только к началу операции «Барбаросса» на границе с Советским Союзом находились до 700 тысяч солдат и офицеров, готовых воевать вместе с немцами. Это около 360 тысяч румын и более 340 тысяч финнов. Кроме того, в первые же месяцы войны в состав армии вторжения влились войска Словакии, Венгрии и Италии общей численностью примерно 140 тысяч человек. Испания, формально оставшаяся нейтральной страной, также послала на советско-германский фронт одну дивизию, насчитывавшую почти 19 тысяч солдат и офицеров.
В дальнейшем вышеперечисленные страны только увеличивали численность своих войск, действующих против Советского Союза. Так, Румыния, имевшая в июне 1941 года 360-тысячную армию, уже к лету 1942-го выставила более 700 тысяч военнослужащих. А это ведь не считая огромных потерь, понесенных румынами к этому времени, которые, по некоторым данным, превышали 150 тысяч человек убитыми и ранеными.
Весьма интересна и история испанской «Голубой дивизии». Формально она насчитывала, как мы уже сказали, 19 тысяч солдат и офицеров, но прибывшие в ходе войны из Испании пополнения для этого соединения составили 27 маршевых батальонов по 1200-1300 человек в каждом, то есть не менее 33-35 тысяч человек. Таким образом, участие Испании в Великой Отечественной войне можно оценить в 52-54 тысячи военнослужащих.
Италия, которая в начале войны против СССР отправила на Восточный фронт один корпус численностью 62 тысячи человек, к лету 1942 года выставила против РКАА целую армию из 10 дивизий и нескольких отдельных бригад, насчитывавших в общей сложности 220 тысяч солдат и офицеров. И это опять же не считая весьма значительных потерь, понесенных итальянцами к этому времени. А что касается Венгрии, то лишь тот факт, что к концу войны только в советском плену оказались свыше 500 тысяч солдат и офицеров венгерской армии, говорит о масштабах участия этой страны в войне против СССР.
Сложив все вышеперечисленные цифры, можно смело сказать, что всего союзники Гитлера выставили против Советского Союза свыше 2 млн военнослужащих, что в совокупности с войсками Германии дает 19-21 млн солдат и офицеров.
Да, мы совсем забыли про «фольксштурм». Это был примерный аналог советского народного ополчения и его численность достигала 1,5-2 млн человек, причем почти все они также сражались против Красной армии. Конечно, боеспособность этого воинства была невелика, но ведь и советские ополченческие дивизии не отличались высокой боевой подготовкой.
ПОДВЕДЕМ ИТОГИ
Общая численность военнослужащих, участвовавших на стороне нацистской Германии в войне против Советского Союза, колеблется от 20 до 23 миллионов человек. СССР отразил агрессию, перешел в наступление и разгромил врага, как тогда выражались, «в его логове», задействовав в общей сложности 28 млн человек. Численное превосходство в людях, хоть и относительно незначительное, налицо.
Но тут необходимо учесть тот факт, что уже к концу первого года Великой Отечественной вермахт захватил в плен миллионы советских военнослужащих (по некоторым оценкам, до 4 млн человек). К середине 1942 года враг оккупировал территории, на которых к началу войны проживали 70 млн советских граждан. Кроме того, миллионы советских солдат погибли. Потери же немцев за этот период, по их подсчетам, не превышали полмиллиона человек убитыми, из которых на Восточный фронт приходится и того меньше. Так что если верить германским статистическим данным об уроне вермахта, то уже к концу 1942 года силы сторон сравнялись и составили примерно по 19-20 млн военнослужащих и людей призывного возраста. Кстати, подтверждением этого служит знаменитый (можно, конечно, сказать печально знаменитый, но сути это не меняет) сталинский приказ № 227, в котором сказано буквально следующее:
«Некоторые неумные люди на фронте утешают себя разговорами о том, что мы можем и дальше отступать на восток, так как у нас много территории, много земли, много населения и что хлеба у нас всегда будет в избытке. Этим они хотят оправдать свое позорное поведение на фронтах. Но такие разговоры являются насквозь фальшивыми и лживыми, выгодными лишь нашим врагам.
Каждый командир, красноармеец и политработник должен понять, что наши средства небезграничны. Территория Советского государства — это не пустыня, а люди — рабочие, крестьяне, интеллигенция, наши отцы, матери, жены, братья, дети. Территория СССР, которую захватил и стремится захватить враг, — это хлеб и другие продукты для армии и тыла, металл и топливо для промышленности, фабрики, заводы, снабжающие армию вооружением и боеприпасами, железные дороги. После потери Украины, Белоруссии, Прибалтики, Донбасса и других областей у нас стало намного меньше территории, стало быть, стало намного меньше людей, хлеба, металла, заводов, фабрик. Мы потеряли более 70 миллионов населения, более 800 миллионов пудов хлеба в год и более 10 миллионов тонн металла в год. У нас нет уже теперь преобладания над немцами ни в людских резервах, ни в запасах хлеба. Отступать дальше — значит загубить себя и загубить вместе с тем нашу Родину. Каждый новый клочок оставленной нами территории будет всемерно усиливать врага и всемерно ослаблять нашу оборону, нашу Родину.
Поэтому надо в корне пресекать разговоры о том, что мы имеем возможность без конца отступать, что у нас много территории, страна наша велика и богата, населения много, хлеба всегда будет в избытке. Такие разговоры являются лживыми и вредными, они ослабляют нас и усиливают врага, ибо если не прекратим отступление, останемся без хлеба, без топлива, без металла, без сырья, без фабрик и заводов, без железных дорог.
Из этого следует, что пора кончить отступление.
Ни шагу назад! Таким теперь должен быть наш главный призыв».
Тем не менее, по немецким источникам, именно начиная с этого периода «русские» имели постоянное многократное численное превосходство. Отсюда можно сделать лишь два вывода. Либо германские мемуаристы и историки врут относительно своих небольших потерь, либо они врут про значительное численное превосходство Красной армии, а скорее всего, как мы уже убедились, они врут и в том, и в другом случае.
А напоследок цитата из книги американского историка У.Э. Д. Аллена «Русские кампании германского вермахта 1941-1945 гг.». Особенность этой книги в том, что она писалась прямо в ходе Второй мировой войны. То есть в то время, когда о холодной войне еще никто не помышлял, более того — США являлись союзником СССР, соответственно не было нужды американцам поддерживать из идеологических соображений ложь немецких историков.
«Пытаясь объяснить свое поражение, немцы оправдывались якобы недостатком сухопутных сил. Была создана легенда о „русских ордах“, накатывающихся при наступлении волна за волной на немецкие позиции, несмотря на ужасные потери.
Качество, а не количество как рядового, так и командующего состава русских армий дало им победу… Если что и препятствовало русским командирам производить наступательные операции, то это необходимость беречь людей и обеспечить решение поставленной задачи малыми резервами с ресурсами. Стратегические возможности во многих случаях были ограниченными из-за нехватки живой силы и боеприпасов».
Как видим, в период Второй мировой американцы придерживались совсем иного мнения о боевых действиях на советско-германском фронте. И можно смело сказать, что не начнись почти сразу же вслед за Победой над германским фашизмом и японским милитаризмом холодная война, мемуары немцев выглядели бы по-другому, а соответственно и многие исторические труды о войне, опирающиеся на эти мемуары, были бы другими.
Автор Карен ОГАНЯН
Немає коментарів:
Дописати коментар