середу, 12 серпня 2009 р.

СИСТЕМЫ НАВЕДЕНИЯ ПРОТИВОТАНКОВЫХ РАКЕТНЫХ КОМПЛЕКСОВ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ИМ


Уроки Второй Мировой войны, в которой крупные бронетанковые соединения стали основным стратегическим средством достижения победы, вызвали в первые послевоенные десятилетия создание эффективных противотанковых средств. Интенсивное развитие в эти годы электроники и ракетной техники создало основу разработки первого поколения противотанковых управляемых ракет (ПТУР).




ПТРК "TOW" 


Характерными особенностями таких ракет были мощная по тому времени кумулятивная боевая часть и проводная система ручного управления полетом. Типичные модели первого поколения ПТУР - системы SS9 и SS11 во Франции и "Малютка" в СССР. Оператор вручную отслеживал движение цели и ракеты, чтобы совместить их. Решение задачи наведения требовало высоких профессиональных навыков из-за динамичности ракеты и отсутствия информации о дальности до цели. Тем не менее, первые противотанковые ракетные комплексы (ПТРК) были быстро поставлены на серийное производство и успешно применены в послевоенных локальных конфликтах в Корее и на Ближнем Востоке.
Для упрощения процесса наведения ракеты в 60-е годы были созданы первые ПТРК с полуавтоматическим командным наведением - комплексы второго поколения. Их примерами являются TOW, "Dragon" в США, "Фагот", "Метис" в СССР и появившиеся несколько позже франко-западногерманские MILAN и HOT. Основным отличием этих ПТРК стал автоматизированный оптический канал визирования ракеты. Введенный в систему наведения оптикоэлектронный координатор отслеживал отклонение ракеты от заданной траектории по установленному на ней трассеру, после чего компенсирующая команда выдавалась на борт по каналу управления ракетой. Задача наводчика ограничивалась наведением точки прицеливания на медленно смещающуюся в поле визира цель. Успешное использование ПТРК этого типа во всех ближневосточных войнах 60-х - 80-х годов, где они стали основным средством поражения танков на поле боя, привело к их постановке на вооружение во всем мире и производству сотен тысяч ПТУР. Слабым местом таких ПТРК оставался сравнительно длительный (до 25 сек.) процесс наведения. Скорость полета ракеты ограничивалась применением проводной системы передачи команд, в основном используемой в таких ПТРК. Альтернативные решения, например, радиоканал управления, оказались менее надежны и помехозащищены.


Носимый ПТРК ближнего боя"ERIX"
Возможность перейти на сверхзвуковые скорости полета ракет дала в 70-е годы система лазерного наведения. Составной частью бортового оборудования ПТУР стала оптическая полуактивная головка самонаведения (ГСН). Подсвет танка лазерным целеуказателем формировал на цели световое пятно-мишень. На него наводилась ракета. Примером ПТУР этого типа можно считать американскую ракету "Hellfire". Противотанковые средства с лазерным наведением (ракеты, снаряды, бомбы, мины), в том числе ПТУР, были успешно использованы США в региональных конфликтах последних десятилетий в Ираке, Югославии, Афганистане и до настоящего времени стоят на вооружении.
Применение лазерной системы подсвета цели сокращает время атаки, но все же требует сравнительно длительного периода наведения. Желание еще больше уменьшить его, использовать принцип "выстрелил и забыл" инициировало разработку ГСН, самостоятельно обеспечивающих наведение ПТУР на цель. Реализовать этот принцип можно, либо применяя активную ГСН, например, боеприпас WOSP с радиолокационной ГСН, либо - чисто пассивную (тепловую, тепловизионную или радиометрическую), например, ракеты PARS-3LR, AAWS.
Перспективной разновидностью таких систем наведения стало использование в них, например, в ПТУР Spike и ПТУР Poliphem, волоконно-оптической линии связи. Связь ракеты в полете с пультом оператора, выдача на его дисплей картины атаки обеспечивают безошибочную идентификацию цели. Ручное наведение продолжается либо до встречи с целью, либо до момента выбора цели и фиксации в памяти системы ее образа. Волоконная линия допускает старт ПТУР с закрытых позиций с дальности до 8-10 км.
Использование ГСН - не единственный путь совершенствования систем наведения ПТРК. Существует ряд иных оригинальных технических решений. Их общей чертой является реализация схем повышенной помехозащищенности. Если при разработке ПТРК второго поколения обеспечивалось требование защиты от естественных помех (солнце, пыль, туман), то после появления танковых бортовых средств оптико-электронного противодействия одним из основных требований к системе наведения стала защищенность от организованных помех.
Условно можно выделить два основных направления повышения помехозащиты: совершенствование уже разработанных типов ПТРК и создание на основе принципиально иных способов наведения новых систем управления ПТРК.

ПТРК "Милан"
Классическим примером первого направления может считаться ПТРК TOW и его последующие модификации ITOW, TOW-2, TOW-2A, TOW-2B. При его модернизации, наряду с повышением эффективности боевой части, дорабатывалась система наведения. Так, в TOW-2 появился дополнительный канал визирования ракеты. Для этого в координатор основного канала визирования ввели индикатор наличия в его поле зрения помеховой станции (второго светового источника со спектральными и частотными характеристиками, близкими к бортовому трассеру). Командой системы управления в этом случае может быть активизирован дополнительный пиротехнический трассер на борту ракеты. С этого момента визирование ракеты производится по нему с помощью тепловизионного модуля, имеющегося в составе пусковой установки, причем слежение осуществляется в спектральном диапазоне 8-14 мк. Особенности динамики полета ракеты заложены в процессор системы управления и помогают идентифицировать ее среди других тепловых источников. Модификация TOW-2B дополнительно снабжена магнитометром. Траекторией наведения предусматривается пролет ракеты над целью на высоте 5-10 м. В момент пролета по сигналу магнитометра танк поражается сверху в наиболее уязвимую плановую проекцию двумя ориентированными вниз кумулятивными боевыми частями.
Принципиально новым классом систем наведения ПТУР стали появившиеся, начиная с 80-х годов, лазерные командно-лучевые системы, например, PARS-3MR, MAF, LOSAT, "Корнет". Главное их отличие в том, что управление движением ракеты производится с помощью лазерного излучателя, луч которого ориентирован в направлении цели в хвост атакующей ракеты. Соответственно приемная диаграмма фотоприемного устройства на борту ПТУР развернута в сторону, обратную вектору скорости и, тем самым, оно максимально защищено от воздействия искусственных помех.
Анализ существующих и перспективных ПТРК позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на разработку дополнительных мер защиты танков, таких как дополнительное бронирование, динамическая защита, комплексы активной защиты и оптико-электронного противодействия, ПТРК остаются высокоэффективным средством борьбы с бронетанковой техникой на поле боя. В совокупности с использованием против танков на этапах выдвижения и развертывания авиации и перспективных управляемых противотанковых средств, относящихся к категории высокоточного оружия, ПТРК способны обеспечить срыв действий бронетанковых соединений. Поэтому поиск средств и способов защиты танков от ПТУР может считаться приоритетной задачей развития военной техники. Броневая защита ограничена пределом допустимой массы танка. Линию модулей динамической защиты способны преодолеть ПТУР с боевыми частями тандемного типа. Комплексы активной защиты имеют ограниченный ресурс, неприменимы на легкой бронетехнике и часто опасны для своей пехоты. Все это подтверждает необходимость создания бортовых средств многократного помехового воздействия на системы наведения, как уязвимый элемент ПТРК.
За рубежом широким фронтом за счет бюджетов стран НАТО, в первую очередь США, ведется поиск таких средств.
Для технических разработок этого направления характерен системный подход к выбору структуры комплекса защиты. Прорабатываются возможные способы помехового воздействия на все известные виды систем управления. Оценивается место комплекса оптико-электронного подавления (ОЭП) в общей структуре защиты объекта-носителя.
Так, с 1997 года группой фирм UDLP, включающей в себя BAE Systems и Northrop Grumman Space Technology, по контракту с управлением TACOM МО США начат цикл работ по созданию интегрированной системы защиты для армии США, названной IAAPS (Integrated Army Active Protection System). C 2001 года канадской научно-исследовательской организацией Defence Research and Development Canada Valcartier (DRDC Valcartier) проводится в рамках программы TD FAVS разработка системы DAS (Defence-aids suite), предназначенной для противодействия атакующему противотанковому оружию. Имеющаяся информация позволяет определить основные направления разработки составных частей перспективного комплекса ОЭП. В первую очередь это средства сбора информации. Прорабатывается новое поколение аппаратуры регистрации лазерного облучения объекта, имеющей более широкий спектральный диапазон и разрешение (система HARLID).
Ставится задача обнаружения излучения и постановки помех в канале управления лазерной командно-лучевой системой наведения. Для этого на основе телевизионных ПЗС-матриц со стробированием по дальности разрабатывается станция бликовой лазерной локации и подавления (система BRILLIANT - Beamrider Laser Localization Imaging and Neutralization Tracker). Разрабатываются специализированные станции воздействия на каналы управления высокоточного оружия (система LADATS - Laser Target Decoy System) и на канал визирования цели (Dazzlers).
Ведутся работы по станциям активного подавления тепловизионной аппаратуры (системы DIRCM и P-MILDS).
Продолжаются работы по совершенствованию систем постановки аэрозольных помех (системы VIRS и VIDS).
Можно предположить, что проводимые за рубежом исследования позволят по мере получения результата формировать для каждого случая ( для каждого потенциального конфликта) из готовых модулей свой облик танкового бортового комплекса оптико-электронного противодействия.

Немає коментарів:

Дописати коментар