В период Великой Отечественной войны все газеты, радио, киножурналы и кинофильмы говорили и показывали, что наши войска идут на немцев в атаку с возгласами: «За Родину, за Сталина!». И десятилетия спустя нас в этом убеждали. Сейчас мы знаем, что это не так.
В жестоких боях под Ельней наши части прилично потрепали немцев, выбив их из нескольких опорных пунктов, идя в атаку с криками «Ура!». Эти успешные боевые действия зафиксировали на кинопленку присутствовавшие там кинодокументалисты. Привезли материал в Москву, смонтировали ролик и озвучили. Первым эту военную хронику посмотрел Лев Мехлис, начальник Главного политического управления армии. Он поблагодарил кинодокументалистов за уникальные кадры атаки, но сделал замечание: «Наши красноармейцы идут в атаку с криками «Ура!», так и при царе русские солдаты в атаку ходили. Надо придумать что-то наше, советское, патриотическое. Ну хотя бы наши воины атакуют немцев с возгласом «За Родину!», а лучше - «За Родину, за Сталина!». Озвучьте этот киножурнал именно так». Кинохроникеры так и сделали. Когда киножурнал показали Сталину, тот остался очень доволен и приказал наградить операторов. С этого момента наши солдаты и матросы атаковали противника на страницах прессы, в радиопередачах, в кинофильмах и киножурналах с возгласом «За Родину, за Сталина!».
Так ли было на самом деле? Василий Сергеевич Дубровин вспомнил о таком эпизоде. Он был командиром взвода, и самое тяжелое, говорит, было поднять людей в атаку. Бойцы устали, еле на ногах держатся, чуть на ходу не засыпают, стрельба кругом. И никак в атаку не шли. Тогда офицер побежал к медсестре, взял у нее синьки, намочил в ней платок носовой и к штыку привязал. А когда опять в атаку идти, крикнул: «За синий платочек!» (песня «Синий платочек» в исполнении Клавдии Шульженко была очень популярна у бойцов и командиров) - и все пошли.
Народный артист России Виктор Иванович Балашов, голос которого почти полвека звучал с экранов телевизоров, на фронт ушел мальчишкой, воевал в разведке пограничного кавалерийского полка НКВД, был тяжело ранен, отмечен орденами Красной Звезды - дважды, Отечественной войны и многими медалями. Он сказал так: «За Родину, за Сталина!» я не кричал. И никто не кричал. Только на танках была эта надпись».
Об этом говорили многие фронтовики. «Ура!» - да, кричали. Морская пехота шла в атаку с криками «Полундра!». Боевой клич не только придавал духу, но и, что немаловажно, служил голосовой связью бойцам и командирам. А еще, вспоминают ветераны, кричали «Мама!». Не обходилось и без мата, и он, надо заметить, был распространенным боевым кличем всех наших войск. Об этом хорошо рассказал в одном из своих интервью народный артист СССР Евгений Весник: «На фронте часто звучал наш родной «Мат Иванович». Вот, например, дал бы я такую команду: «Внимание! Натянуть шнуры! Пятнадцать секунд выстрел! Огонь!», меня бы сочли за шпиона. А подавал команду я такую: «Внимание! Вашу мать! Натянуть, вашу мать, шнуры! Вашу мать, пятнадцать, вашу мать, секунд выстрел! Вашу мать! Огонь! Мать вашу!!!». Полным текстом, конечно. И все было в порядке. И мне вообще кажется, без «Мата Ивановича» мы бы долго еще воевали».
Читать далее....